Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/74

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ности и не началъ вести противъ нихъ истребительной войны, а равнымъ образомъ не сталъ истреблять ихъ источниковъ прокормленія. „On ne s’associe pas pour mourir“ (для умиранія не собираются вмѣстѣ)—справедливо замѣтилъ Эспинасъ, а Хузо (Houzeau), хорошо знавшій животный міръ нѣкоторыхъ частей Америки, раньше чѣмъ животныя подверглись истребленію человѣкомъ въ большихъ размѣрахъ, высказалъ въ своихъ произведеніяхъ ту же мысль.

Ассоціація встрѣчается въ животномъ мірѣ на всѣхъ ступеняхъ эволюціи; и, соотвѣтственно великой идеѣ Герберта Спенсера, такъ блестяще развитой въ работѣ Перье, „Colonies Animales“, „колоніи“, т. е. сообщества, появляются уже въ самомъ началѣ развитія животнаго міра. Но по мѣрѣ того, какъ мы поднимаемся по лѣстницѣ эволюціи, мы видимъ, какъ ассоціація становится все болѣе и болѣе сознательной. Она теряетъ свой чисто-физическій характеръ, она перестаетъ быть просто инстинктивной, и становится обдуманной. Среди высшихъ позвоночныхъ она уже бываетъ временною, періодичною, или же служитъ для удовлетворенія какой нибудь опредѣленной потребности,—напримѣръ, для воспроизведенія, для переселеній, для охоты или же для взаимной защиты. Она становится даже случайной,—напримѣръ, когда птицы объединяются противъ хищника, или млекопитающія сходятся для эмиграціи подъ давленіемъ исключительныхъ обстоятельствъ. Въ этомъ послѣднемъ случаѣ ассоціація становится добровольнымъ отклоненіемъ отъ обычнаго образа жизни.

Затѣмъ, объединеніе бываетъ иногда въ двѣ или три степени—сначала семья, потомъ группа и, наконецъ, ассоціація группъ, обыкновенно разсѣянныхъ, но соединяющихся въ случаѣ нужды, какъ мы это видѣли на примѣрѣ буйволовъ и другихъ жвачныхъ. Ассоціація также принимаетъ высшія формы, и тогда обезпечиваетъ бо́льшую независимость для каждаго отдѣльнаго индивидуума, не лишая его, вмѣстѣ съ тѣмъ,—выгодъ общественной жизни. Такимъ образомъ, у большинства грызуновъ каждая семья имѣетъ свое собственное жилище, куда она можетъ удалиться, если пожелаетъ уединенія, но эти жилища располагаются селеніями и цѣлыми городами, такъ, чтобы всѣмъ обитателямъ были обезпечены всѣ удобства и удовольствія общественной


Тот же текст в современной орфографии

ности и не начал вести против них истребительной войны, а равным образом не стал истреблять их источников прокормления. «On ne s’associe pas pour mourir» (для умирания не собираются вместе) — справедливо заметил Эспинас, а Хузо (Houzeau), хорошо знавший животный мир некоторых частей Америки, раньше чем животные подверглись истреблению человеком в больших размерах, высказал в своих произведениях ту же мысль.

Ассоциация встречается в животном мире на всех ступенях эволюции; и, соответственно великой идее Герберта Спенсера, так блестяще развитой в работе Перье, «Colonies Animales», «колонии», т. е. сообщества, появляются уже в самом начале развития животного мира. Но по мере того, как мы поднимаемся по лестнице эволюции, мы видим, как ассоциация становится всё более и более сознательной. Она теряет свой чисто физический характер, она перестаёт быть просто инстинктивной, и становится обдуманной. Среди высших позвоночных она уже бывает временною, периодичною, или же служит для удовлетворения какой нибудь определенной потребности, — например, для воспроизведения, для переселений, для охоты или же для взаимной защиты. Она становится даже случайной, — например, когда птицы объединяются против хищника, или млекопитающие сходятся для эмиграции под давлением исключительных обстоятельств. В этом последнем случае ассоциация становится добровольным отклонением от обычного образа жизни.

Затем, объединение бывает иногда в две или три степени — сначала семья, потом группа и, наконец, ассоциация групп, обыкновенно рассеянных, но соединяющихся в случае нужды, как мы это видели на примере буйволов и других жвачных. Ассоциация также принимает высшие формы, и тогда обеспечивает бо́льшую независимость для каждого отдельного индивидуума, не лишая его, вместе с тем, — выгод общественной жизни. Таким образом, у большинства грызунов каждая семья имеет своё собственное жилище, куда она может удалиться, если пожелает уединения, но эти жилища располагаются селениями и целыми городами, так, чтобы всем обитателям были обеспечены все удобства и удовольствия общественной