Страница:Виновники пожара Москвы в 1812 г. (Шмидт 1912).pdf/86

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

солдаты находились въ постоянномъ соприкосновеніи съ врагомъ и, слѣдовательно, по необходимости были очень истощены и дезорганизованы и только видъ Москвы моглъ на короткое время наэлектризовать ихъ. Но такъ какъ послѣдній факторъ разрушенія, конечно, не мыслимъ безъ существованія уже пожаровъ, то, разумѣется, и на великой арміи лежитъ значительная часть вины въ пожарѣ Москвы, едвали меньшая, чѣмъ на русскомъ народѣ, такъ какъ вообще въ области реальной жизни попустительство представляетъ такую же вину, какъ и совершеніе преступленія.

Приложеніе.

Въ прошеніяхъ, поданныхъ правительству московскими жителями о возмѣщеніи убытковъ отъ сгорѣвшаго имущества находится обыкновенно упоминаніе о томъ, что они потеряли его благодаря французамъ[1]. Это, однако, не должно вводить въ заблужденіе; ибо всѣ просители находились во время пожара внѣ Москвы, и затѣмъ это было оффиціальной формой, подъ которой только вообще и можно было надѣяться получить какое-нибудь возмѣщеніе. Многіе могли действительно и вѣрить этому, въ виду того, что только со вступленіемъ французовъ пламя охватило городъ[2].

  1. Щукинъ. II. т.
  2. Бутурлинъ, т. 1-й, стр. 371.
Тот же текст в современной орфографии

солдаты находились в постоянном соприкосновении с врагом и, следовательно, по необходимости были очень истощены и дезорганизованы и только вид Москвы мог на короткое время наэлектризовать их. Но так как последний фактор разрушения, конечно, немыслим без существования уже пожаров, то, разумеется, и на великой армии лежит значительная часть вины в пожаре Москвы, едва ли меньшая, чем на русском народе, так как вообще в области реальной жизни попустительство представляет такую же вину, как и совершение преступления.

Приложение

В прошениях, поданных правительству московскими жителями о возмещении убытков от сгоревшего имущества находится обыкновенно упоминание о том, что они потеряли его благодаря французам[1]. Это, однако, не должно вводить в заблуждение; ибо все просители находились во время пожара вне Москвы, и затем это было официальной формой, под которой только вообще и можно было надеяться получить какое-нибудь возмещение. Многие могли действительно и верить этому, ввиду того что только со вступлением французов пламя охватило город[2].

  1. Щукин. II. т.
  2. Бутурлин, т. 1-й, стр. 371.