Страница:Вопросы философии и психологии 18.pdf/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

деревомъ. Одинъ факелъ, говорятъ они, зажженъ о другой факелъ; они различны, но второй изъ нихъ не горѣлъ бы, еслибы не получилъ своего огня отъ перваго. Дерево производитъ плодъ; отъ этого плода родится другое дерево и т. д. Послѣднее дерево не тождественно съ первымъ, но оно есть его слѣдствіе, такъ какъ еслибы перваго дерева не существовало, не было бы и второго. Человѣкъ уподобляется здѣсь дереву, его дѣйствія суть плоды, сила, оживляющая плоды, есть желаніе; пока существуетъ желаніе жить, эволюція продолжается: добрыя и злыя дѣла опредѣляютъ качества плода, такъ что существованіе, происходящее отъ этихъ дѣйствій, будетъ счастливымъ, или несчастнымъ, смотря по природѣ плода, вліяющаго на дерево, отъ него рождающееся.

Такимъ образомъ однимъ изъ основныхъ положеній неотеософической доктрины является то, что человѣкъ — полный властелинъ своей судьбы и самъ себѣ творитъ ее, постепенно, иной разъ съ большими остановками, совершая эволюцію своего духа и медленно, шагъ за шагомъ, достигая нирваны.

Теософы, и прежде всего Олкоттъ, очень любятъ указывать на согласіе этого положенія съ «научными» взглядами дарвининистовъ, а также и на простоту, ясность и логичность выводовъ, истекающихъ изъ законовъ кармы. Посмотримъ, насколько справедливо то и другое. Жюль Бэссакъ не безосновательно говоритъ объ этомъ слѣдуюшее: «Вовсе не отвѣчая принципу трансформизма, какъ понимаетъ его наука, теорія перевоплощеній кажется намъ именно его противоположностью. По теософической теоріи видоизмѣняется вѣчная индивидуальная монада. Карма отдѣльнаго существа здѣсь разсматривается какъ нѣчто стояшее во главѣ измѣненій видовъ, породъ и расъ. Между тѣмъ по системѣ научнаго трансформизма происходило бы совершенно противное... Индивидуумъ, въ противность ученію философіи санкія, тибетскому буддизму и новой теософіи, разсматривается здѣсь не какъ эволюція самого себя, связанная личною кармой, а какъ произведеніе общей коллективной кармы, въ которой, слѣдовательно, онъ не можетъ, какъ таковой, имѣть хотя бы малѣйшую частицу личной отвѣтственности. Допуская, какъ дѣлаетъ это новая теософія, единство сушности, изъ которой все это произошло, необходимо допустить также, что индивидуальная монада создается только въ извѣстное мгновеніе эволюціи. Когда