Страница:Восемьдесят тысяч вёрст под водой (Жюль Верн, пер. Марко Вовчок, 1870).djvu/179

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


 

— Сто девяносто двѣ тысячи лѣтъ, мой любезный Консейль, что превышаетъ обыкновенное библейское счисленіе.

Образованіе каменнаго угля, т. е. минерализація лѣсовъ, поглощенныхъ наводненіями требовало гораздо болѣе времени. Но я прибавлю, что библейское время ничто иное какъ эпоха, а вовсе не промежутокъ, который прошелъ между двумя восхожденіями солнца, ибо по самой библіи и солнце считается не отъ перваго дня творенія.

Когда „Наутилусъ“ всплылъ на поверхность океана, я могъ видѣть низменный и лѣсистый островъ Клермонъ-Тоннерръ. Его мадрепорическія скалы очевидно оплодотворялись посредствомъ урагановъ и бурь. Когда нибудь какія нибудь зерна, занесенное бурей съ сосѣднихъ земель, упали на известковые слои, смѣшались съ разложившимся прахомъ рыбъ и морскихъ растеній и составили растительный черноземъ. Кокосовый орѣхъ прибитый волнами, очутился на этомъ новомъ берегу; зародышъ пустилъ корни; дерево росло и останавливало испаренія воды; образовался ручей; растительность мало по малу распространялась; нѣсколько микроскопическихъ животныхъ, червей, насѣкомыхъ приплыли на оторванныхъ вѣтромъ и унесенныхъ съ какого нибудь острова стволахъ; черепахи начали здѣсь класть яйца; птицы свили гнѣзда въ молодыхъ деревьяхъ. Такимъ образомъ образовалась животная жизнь и, привлеченный зеленью и плодородіемъ, явился человѣкъ.

Такъ микроскопическія животныя образуютъ огромныя острова!

Къ вечеру Клермонъ-Тоннеръ потерялся изъ виду и путь „Наутилуса” значительно измѣнился. Проѣхавъ тропикъ Козерога на 135° широты, онъ направился къ западу-сѣверо-западу проходя всѣ пояса, лежащіе между тропиками. Хотя лѣтніе лучи солнца были очень жгучи, но мы не чувствовали сильнаго жара, потому что на тридцать или сорокъ метровъ подъ водою температура не превышала 10 и 12°.

15 декабря мы оставили на востокѣ прелестный архипелагъ Товарищества и хорошенькій Таити. Утромъ я увидалъ въ нѣскольскихъ миляхъ подъ вѣтромъ вершины этого острова. Воды у его береговъ изобиловали превосходною рыбою, макрелями, бонитами и разновидностями морскихъ змѣй.

„Наутилусъ” прошелъ восемь тысячъ сто миль; девять тысячъ