Страница:Воспоминания о Русско-Японской войне 1904-1905 гг. (Дружинин 1909).djvu/244

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


и точность, а также, что оба стрѣлка дѣйствительно проходили за линію передовыхъ частей японцевъ; поэтому я представилъ обоихъ, а также и оставшагося въ строю раненымъ Бородкина, къ награжденію знакомъ отличія военнаго ордена. Изъ нихъ Карпицкій еще въ 1905 и 1906 году нѣсколько разъ просилъ моего содѣйствія для полученія вполнѣ заслуженной имъ награды, но мои хлопоты не увѣнчались успѣхомъ; наконецъ онъ добился своего, благодаря ходатайству г. Линевича. Что же касается до Бородкина и Чауса, то они остались ненагражденными, и это ихъ ненагражденіе я не могу не поставить въ упрекъ нашимъ штабамъ, относившимся къ такимъ представленіямъ начальниковъ отрядовъ чрезвычайно небрежно, что нельзя не признать безнравственнымъ. Дѣйствительно, посылаешь людей почти на вѣрную гибель, обѣщаешь награду за геройскіе подвиги, а въ результатѣ оказываешься обманщикомъ; не есть ли это подрывъ авторитета начальника, парализованіе усердія и рвенія подчиненныхъ, и обида храбрымъ, тѣмъ болѣе чувствительная, что рядомъ, въ штабахъ, награждали знаками боевыхъ отличій писарей и денщиковъ.

Нашъ командующій арміей додумался еще до иного средства поощренія доблести ввѣренныхъ ему войскъ, а именно: онъ предписалъ выдавать за каждаго плѣннаго японскаго солдата 100 руб., а за каждаго плѣннаго японскаго офицера 300 руб., въ награду тѣмъ молодцамъ, которые доставятъ плѣнныхъ. Полагаю, что врядъ ли можно было придумать что нибудь развратнѣе и вреднѣе. Точно русскіе люди пошли сражаться не по долгу присяги и службы, а по найму. Къ счастію, наши солдаты оказались выше этого разврата, и я по крайней мѣрѣ ни разу не слышалъ, чтобы они требовали себѣ такой награды. Эта оригинальная мѣра угасла сама собою, и вѣроятно не обременила большими расходами нашу казну.

20 іюля прошло спокойно; японцы не шевелились; по летучимъ почтамъ получались самыя неутѣшительныя извѣстія, и не было никакого сомнѣнія, что оба корпуса, между которыми мы держали связь, уже находились въ полномъ отступленіи, а въ одномъ изъ нихъ былъ убитъ старшій