Страница:В разбойном стане (Седерхольм 1934).djvu/171

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


У него и здѣсь, и всюду въ тюрьмахъ, надежныя и вѣрнѣйшія связи. Онъ вамъ мигомъ устроитъ сообщеніе, съ кѣмъ угодно.

Я былъ новичкомъ въ тюремномъ уголовномъ быту и потому спросилъ Клейна. — „Но можно ли положиться на этого Яшку? Вы вѣдь сами говорите, что онъ воръ, бандитъ и убійца.“

— „Вотъ и видно, что вы новичекъ въ тюремномъ быту. Нельзя полагаться только на шпану, и на нашего брата интеллигента. Шпана васъ продастъ за пачку табаку, а среди интеллигенціи всегда можно нарваться на предателя, такъ какъ Чека и тюремная администрація вербуютъ среди заключенныхъ интеллигентовъ, такъ называемыхъ „сексотовъ“ или „лягавыхъ“, т. е. шпіоновъ-освѣдомителей Чеки. „Свой,“ это на тюремномъ жаргонѣ значитъ квалифицированный преступникъ, — никогда не выдастъ. У нихъ есть своего рода тюремная этика. Однимъ словомъ, когда захотите воспользоваться услугами уважаемаго Яшки, то скажите мнѣ, и я вамъ все устрою. Яшка ко мнѣ благоволитъ во-первыхъ потому, что людямъ этого сорта всегда импонируетъ физическая сила. Во-вторыхъ, я устроилъ Яшку въ тюремную мастерскую на работу, и онъ, благодаря мнѣ, тамъ ни черта не дѣлалъ. Въ-третьихъ, гм, какъ бы вамъ сказать, — я богема, по моимъ привычкамъ, и анархистъ по моимъ убѣжденіямъ, и люди Яшкинаго круга это чувствуютъ и симпатизируютъ мнѣ. Вотъ смотрите, что сегодня получилъ“, — и съ этими словами Клейнъ показалъ мнѣ, съ лукавой и хитрой улыбкой, маленькій пакетикъ, вродѣ тѣхъ, въ какихъ продаютъ въ аптекахъ порошки.

— „Что это такое?“ — спросилъ я.

„А это, уважаемый, не больше и не меньше, какъ 10 граммъ „Коко“, или по вашему, по-европейски — кокаинъ. Съ 19-го года я пристрастился къ этому зелью, но не злоупотребляю, а такъ, понемножку, наслаждаюсь раза два въ недѣлю. Впрочемъ, иногда даю толчекъ мозгамъ подрядъ дней 10, — сколько хватитъ. Вы не бойтесь, я какъ нанюхаюсь, становлюсь невѣроятно болтливъ, но совершенно безобиденъ. Люблю о политикѣ разговаривать. Жалко, что вы не нюхаете, я люблю въ компаніи нюхать, въ особен-