Страница:Гамбаров. Курс гражданского права (1911).pdf/262

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 249 —

— 249 — между различными государствами и между правителями и управляемыми въ предѣлахъ одного и того же государства. Между тѣмъ конституціонные законы почитаются всюду, какъ supremae leges, какъ законы „по преимуществу“, а подъ договорными законами народы не только жили въ теченіе весьма продолжительнаго періода своей исторіи, — нанр., въ феодальную эпоху,—но живутъ и въ настоящее время, какъ въ своихъ международныхъ сношеніяхъ, такъ и во многихъ еще случаяхъ внутреннихъ отношеній со своими правителями. Обязательность всѣхъ этнхъ законовъ можетъ быть объяснена повелительностью только юридическихъ нормъ, а не государственныхъ приказовъ.

Спорнымъ можно считать лишь слѣдующій вопросъ: есть-ли законъ только констатированіе юридической нормы, или, вмѣстѣ съ тѣмъ, и приказъ государственной власти? Нѣкоторые юристы, какъ, наир., Цительманъ, думаютъ, что юридическій законъ, подобно закопу въ научномъ смыслѣ, есть просто гипотетическое сужденіе, не производящее ни правъ, ни обязанностей, а только утверждающее наступленіе извѣстныхъ послѣдствій при наличности извѣстныхъ условій *)• Но эти юристы забываютъ о нормативной природѣ юридическаго закона, обязывающей къ извѣстнаго рода поведенію и заключающей въ себѣ актъ сознательной воли, обращенный къ другой такой же сознательной волѣ. И именно потому, что этотъ законъ есть не только отношеніе причинности, но также актъ воли, мы и встрѣчаемся при большинствѣ законовъ съ приказами государственной власти, которые, если и не составляютъ основанія ихъ обязательной силы, то все-таки существуютъ. Законодатель не только констатируетъ юридическую норму, но и а;елаетъ ея примѣненія. Поэтому онъ и принимаетъ мѣры, обезпечивающія ея примѣненіе, — мѣры, которыя называютъ иногда конструктивной частью закона, въ отличіе отъ его нормативной части, представленной юридической нормой. Тѣмъ не менѣе эти мѣры, если и сопровождаютъ большинство законовъ, не составляютъ ихъ необходимой принадлежности, такъ какъ мы знаемъ не мало законовъ, обходящихся безъ принудительной санкціи и все-таки юри-дпчески-обязателышхъ: это—такъ наз. leges imperfectae, о которыхъ мы будемъ говорить нѣсколько ниже. Во всякомъ случаѣ, не эта конструктивная часть закона дѣлаетъ его обязательнымъ и повелитель-нымъ. а только его нормативная часть, которая н есть поэтому существенный и необходимый моментъ всякаго закона 2).

Кому принадлежитъ въ государствѣ право изданія законовъ, какіе призываются къ этому органы государственнаго устройства, и йъ какомъ объемѣ пользуются они законодательной функціей,—все это вопросы государственнаго права, которые разрѣшаются различно, смотря но различію ') Zittelmann, Irrthum und Rechtsgeschitft, 1879, стр. 202 и сл+.д s) Duguit, ук. соч. I, стр. 539—551.