Страница:Гамбаров. Курс гражданского права (1911).pdf/394

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 381 —

— 381 — не фикцію, я форму общественнаго обладанія, и что пріурочиваемыя къ этон формѣ права существуютъ не для фиктивнаго лица, а для живыхъ людей, входящихъ въ составъ той или другой организаціи и только обмѣнивающихъ въ ней индивидуальную форму обладанія сволмн нравами на коллективную. Нельзя считать безсубъектными и такія состоянія права, которыя переживаютъ своего субъекта или возникаютъ до его появленія: это—только продолженіе или предвареніе нрава признаннаго или имѣющаго быть признаннымъ субъекта.

Такимъ образомъ юристы, принимающіе безсубъектное состояніе права, смѣшиваютъ съ ннмъ, какъ мы увидимъ это ниже, только временное отсутствіе субъекта, или такъ назыв. пассивное дѣйствіе нрава, которое предполагаетъ появленіе субъекта въ будущемъ и поэтому уже нс можетъ называться безсубъектнымъ состояніемъ нрава.

б) Второй элемептъ субъективнаго права есть его предметъ, которымъ служатъ разнообразнѣйшіе интересы человѣческаго существованія, не ограниченные, какъ мы это уже знаемъ, имущественнымъ содержаніемъ. Лишенное предмета, право не имѣло бы въ большинствѣ случаевъ значенія и было бы нс правомъ, а призракомъ: предметъ составляетъ матеріальный элементъ права, который обозначаетъ и ограничиваетъ сферу дѣятельности его субъекта, и такъ же необходимъ для права, какъ необходимо тѣло для живого существа.

в) Наконецъ, третій, формальный моментъ субъективнаго права дается его защитой въ формахъ иска, возраженія, обращенія къ дозволенному самоуправству, объявленія о недѣйствительности тѣхъ или другихъ дѣйствій и т. д. Всѣ эти средства защиты права составляютъ его санкцію, безъ которой право не можетъ обойтись, но которую все-таки не слѣдуетъ смѣшивать съ самимъ нравомъ. Это часто допускаемое смѣшеніе ведетъ свое напало отъ римскаго нрава, которое не представляло себѣ права иначе, какъ въ формѣ его судебнаго осуществленія, и принимало поэтому искъ за самое право въ его дѣятельномъ состояніи. Но современное представленіе о правѣ считаетъ искъ не основаніемъ, а послѣдствіемъ нрава и, въ большинствѣ случаевъ, нридаткомъ къ нему. Право существуетъ и до того, чѣмъ оно воплощается въ искъ, и существуетъ въ силу абстрактной нормы, а не только своеіі судебной защиты въ данномъ конкретномъ случаѣ. Поэтому искъ н слѣдуетъ теперь отличить отъ производящаго его права, которое можетъ, во-1), охраняться и различными исками, принадлежащими различнымъ областямъ права, и, но-2), существовать и безъ исковой охраны. Нанр., право собственности защищается не только исками о собственности, но и владѣльческими, обязательственными н даже уголовными исками, а кредиторъ, пропускающій исковую давность, теряетъ только свой искъ, а не свое право въ отношеніи къ должнику: платежъ, производимый этимъ послѣднимъ и послѣ истеченія давности но его обязательству, не подлежитъ возврату (это—одинъ изъ