Страница:Гамбаров. Курс гражданского права (1911).pdf/447

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 434 —

— 434 — нылъ образомъ, искомъ, который называютъ hereditatis petitio, и который идетъ, прежде всего, на признаніе за истцомъ качества наслѣдника, а затѣмъ и на выдачу ему всего наслѣдственнаго имущества, если оно находится въ неуправомоченныхъ рукахъ. Поэтому hereditatis petitio есть, несомнѣнно, абсолютный и универсальный, но не вещный искъ, какимъ его иногда считаютъ. Вещный искъ наиравленъ на вещь, а наслѣдственный—на признаніе качества наслѣдника и выдачу наслѣдственнаго имущества, представляющаго собой не вещь, а совокупность правъ и обязанностей. Поэтому же и все наслѣдственное право можно считать абсолютнымъ, но не . вещнымъ: оно не зависитъ отъ дѣйствій какого бы то ни было посторонняго лица, и требованіе наслѣдственнаго имущества есть лишь послѣдствіе признанія за истцомъ качества наслѣдника. Въ этомъ смыслѣ и наслѣдственное право можетъ быть причислено къ правамъ личности *)• Д) Привилегіи.

Отъ правъ, возникающихъ въ силу закона, какъ общей и абстрактной нормы, надо отличать права, основанныя на индивидуальныхъ и конкретныхъ актахъ законодательной и административной власти; это— обширная область привилегій.

Общее право для установленія гражданскихъ правъ можетъ быть формулировано такъ: воля частнаго лица, дѣйствующая въ предѣлахъ и на основаніи существующаго объективнаго правопорядка, автономна по отношенію къ создаваемымъ ею правамъ; создавая эти права, она опирается на существующую уже абстрактную норму, примѣнимую во всѣхъ случаяхъ осуществленія предусмотрѣнныхъ ею фактическихъ условій. Но возможно, что съ частной волей при установленіи субъективныхъ правъ конкурируютъ и конкретные акты государственной власти. Государственная власть дѣйствуетъ въ этихъ случаяхъ вмѣстѣ съ частной волей или независимо отъ нея и создаетъ субъективныя права своими индивидуальными актами, не имѣющими общаго значенія и разсчитанными только на данный случай. Акты этого рода и основанныя на нихъ права называются обыкновенно привилегіями, а соучастіе государственной власти при установленіи этихъ правъ служитъ основаніемъ всѣхъ привилегій. Юридическая природа этихъ послѣднихъ, остается, однако, спорной и требуетъ поясненій.

1. Прежде всего не слѣдуетъ смѣшивать привилегіи, какъ исключительное положеніе, предоставляемое индивидуально одному или нѣсколькимъ лицамъ, одной или нѣсколькимъ вещамъ и одному или нѣсколь- ') Unger, стр. 536—539.