Страница:Гамбаров. Курс гражданского права (1911).pdf/461

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 448 —

— 448 — всей европейской юриспруденціей ’)• Правда, Гпрке п другіе германисты, къ которымъ присоединяются теперь юристы и изъ иныхъ лагерей, считаютъ эту фикцію устарѣлой и разбитой, но они же ставятъ на ея мѣсто другую, еще болѣе искусственную и отдающую средневѣковой схоластикой фикцію реальнаго существованія тѣхъ самыхъ совокупностей лицъ и имуществъ, въ которыхъ единство воли многихъ есть нѣчто иное, чѣмъ сумма единичныхъ воль, и имѣетъ, но ихъ мнѣнію, реальное бытіе *). Поэтому фикція юридической личности въ этихъ совокупностяхъ лицъ и имуществъ продолжаетъ господствовать какъ въ юриспруденціи, такъ и въ законодательствахъ, и такъ какъ мы считаемъ эту фикцію совершенно невѣрной и уродующей все ученіе о лицѣ, какъ субъектѣ права, то приведемъ наши соображенія.

а) Невѣрно прежде всего то, что понятіе субъекта права перенесено—не въ доктринѣ, а въ жизни—отъ отдѣльнаго физическаго лица на юридическое, такъ какъ исторически не подлежитъ сомнѣнію юридическое существованіе тѣхъ коллективныхъ соединеній, которыя мы называемъ теперь юридическими лицами, задолго до признанія субъектомъ права обособленнаго физическаго лица. Первоначальными субъектами нрава были не обособленныя человѣческія личности, а совокупности этихъ личностей—племя, родъ, семья, сословіе, корпорація, государство,—все это такіе общественные союзы, изъ которыхъ отдѣльная человѣческая личность высвобождалась только путемъ медленнаго историческаго процесса.

б) Такъ же невѣрно, что признаніе юридическаго лица субъектомъ права необходимо и оправдываетъ обращеніе къ фикціи, какъ единственному средству объясненія связанныхъ съ нимъ правъ.

Фикціями въ правѣ называютъ уравненіе новаго права со старымъ при помощи намѣреннаго юридическаго вымысла, которымъ предлагаютъ считать одинъ иредметъ, несмотря на его различіе отъ другого, тѣмъ же, что есть этотъ другой предметъ: считать, напр., А за В, или наоборотъ. Что такія фикціи играли въ исторіи права большую и очень плодотворную роль, на это мы имѣемъ многочисленныя указанія въ исторіи какъ римскаго, такъ и европейскаго, особенно англійскаго права, но что ими, какъ вымыслами, нельзя ничего ни объяснить, ни разрѣшить, это такъ же не можетъ подлежать сомнѣнію. Не останавливаясь на этомъ вопросѣ, достаточно выясненномъ въ не разъ уже цитированныхъ нами сочиненіяхъ Мэна и Іеринга, мы ограничимся замѣчаніемъ, что такія фикціи

>) См. uaup., Motivc zu dem Entwurfe eines Bdrgerl. Gesetzb., стр. 78—79. Gierke, Personeugemeinschaften und Vermogensinbegriffe in dem Entwurfe eines Hflrg. Gsb., 1889, стр. 6—7.

  • ) Gierke, тамыне, и Dentech. Privr., I, стр. 268, 469 и сдѣд. Zittelmann, liegriff und Wesen der s. g. juristeschen Personen, 1873, стр.'62 и о_іѣд Rcgels-berger, Pand., стр. 238. Michoud, La theorie de ln personnalite morale, 1906, I, стр. 102—118, ii др.