Страница:Гамбаров. Курс гражданского права (1911).pdf/711

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 698 —

— 698 — и предъявительскихъ бумагъ, ихъ купоны, дивиденды и т. д. Но преобладающую роль въ гражданскомъ оборотѣ играютъ все-таки каузальныя сдѣлки, куда относятся: купля-продажа, мѣпа, поставка, заемъ, личный и имущественный наемъ, товарищество и т. д., тогда какъ абстрактныя сдѣлки, несмотря на свое важное значеніе въ современной экономической жизни, составляютъ скорѣе исключеніе, чѣмъ общее правило ')•

8. Воля и волеизъявленіе въ юридической сдѣлкѣ.

Какъ всякое дѣйствіе, такъ и юридическая сдѣлка имѣетъ свой субъективный и объективный моментъ: первый называютъ волей, второй— изъявленіемъ воли. Различіе этихъ моментовъ получаетъ особое значеніе въ случаяхъ противорѣчія между подлиннымъ содержаніемъ данной воли и его внѣшнимъ выраженіемъ, пли такъ наз. волеизъявленіемъ. Въ основаніи этого противорѣчія лежитъ то, что субъективное представленіе о данномъ волеизъявленіи его автора можетъ уклониться отъ объективнаго факта пониманія этого волеизъявленія въ томъ смыслѣ, какой придается ему не только другими участниками сдѣлки, но и вообще всѣми или. точнѣе, гражданскимъ оборотомъ. Однако, это противорѣчіе не имѣетъ общаго значенія для всѣхъ сдѣлокъ, или, по крайней мѣрѣ, для большинства сдѣлокъ оно не сопровождается тѣми послѣдствіями, которыя наступаютъ лишь для извѣстныхъ и сравнительно небольшихъ группъ сдѣлокъ. Объяснить это относительное безразличіе противорѣчія между субъективнымъ и объективнымъ моментами сдѣлки при значительной массѣ юридическихъ сдѣлокъ можно слѣдующими соображеніями.

Воля, какъ психическій феноменъ внутренней жизни человѣка, не имѣетъ для нрава никакого значенія. Она вступаетъ въ его область какъ дѣйствіе, обнаруживающееся ко впѣ и распознаваемое въ формѣ волеизъявленія. Поэтому воля и волеизъявленіе въ юридическомъ смыслѣ нераздѣльны. Гдѣ есть воля, тамъ есть и волеизъявленіе, гдѣ пѣтъ воли, тамъ нѣтъ и волеизъявленія. Какъ сдѣлка въ сферѣ юридическихъ отношеній есть почти то же. чтб законъ въ сферѣ юридическихъ нормъ (І«*х contractus—но римской терминологіи), такъ и волеизъявленіе для сдѣлки то же, чтб публикація для закона. Какъ до публикаціи пѣтъ закона, такъ и до волеизъявленія нѣть сдѣлки, и какъ публикація рѣшаетъ вопросъ о наличности закона, если порядокъ его возникновенія не возбуждаетъ сомнѣній, такъ и волеизъявленіе, если оно не оспаривается сторонами, устанавливаетъ наличность воли и не допускаетъ, въ видѣ общаго правила, изысканія предшествующихъ ему волевыхъ процессовъ. Поэтому волеизъявленіе и есть не простое свидѣтельство или докязатель- 1) Сгоіие, гамъ же.