Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/120

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
110
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


в) Обман
§ 87

Право в себе в его отличии от права как особенного и налично су­щего, несмотря на то, что оно в своем качестве чего-то требуемого определено как то, что существенно, есть вместе с тем в этом же своем качестве лишь нечто требуемое, и с этой стороны оно есть лишь нечто субъективное и, следовательно, несущественное и только кажущееся. Всеобщее, разжалованное особенной волей в нечто лишь кажущееся (в договоре ближайшим образом — в лишь внешнюю общность воли) — есть обман.

Прибавление. На этой второй ступени неправды относятся с уваже­нием к особенной воле, но не к всеобщему праву. В обмане особенная воля не нарушается, так как обманутого заставляют верить, что с ним поступают в согласии с правом. Требуемое право положено, следова­тельно, как нечто субъективное и лишь кажущееся, что и составляет сущность обмана.

§ 88

В договоре я приобретаю собственность, имея в виду особый харак­тер вещи, и, вместе с тем, я ее приобретаю по ее внутренней всеобщно­сти: частью по ценности, частью же как то, что входило в собственность другого. Благодаря произволу другого, мне могут в отношении этого представить ложную видимость, так что договор окажется правиль­ным в качестве обоюдного свободного менового соглашения об этой вещи, поскольку она берется в ее непосредственной единичности, но будет отсутствовать сторона в себе сущего всеобщего (это — бесконеч­ное суждение по его положительному выражению или тожественному значению. См. «Encyclop. der philosoph. Wissensch.» § 173).

§ 89

То обстоятельство, что против принятия вещи лишь как этой и против лишь мнящей воли, равно как и против произвольной воли, объективное ила всеобщее частью может быть узнано в качестве цен­ности, частью имеет силу в качестве права, а также и то обстоятельство, что противный праву субъективный произвол снимается, — все это есть здесь пока что также одно лишь требование.

Прибавление. За гражданскую и простодушную неправду не пола­гается наказания, ибо я здесь не замыслил ничего противного закону Напротив, в случае обмана выступают наказания, так как здесь дело идет о нарушении права.