Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/141

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
133
МОРАЛЬ


§ 114

Право моральной воли содержит в себе нижеследующие три сто­роны:

a) Абстрактное или формальное право поступка на то, чтобы со­держание последнего в том виде, как он осуществлен в непосредствен­ном наличном бытии, было вообще моим содержанием, чтобы он был, таким образом, умыслом субъективной воли.

b) Особенное в поступке есть его внутреннее содержание (α), а именно, как оно по своему всеобщему характеру определено для меня, то, что составляет ценность поступка, и то, со стороны чего он имеет для меня силу, — намерение; (β) его содержание как моя особенная цель моего частного субъективного существования есть благо.

c) Это содержание как внутреннее, вместе с тем возведенное в свою всеобщность как во в себе и для себя сущую объективность, есть аб­солютная цель воли, добро, выступающее в сфере рефлексии вместе с противоположностью к субъективной всеобщности, — частью вместе со злом, частью вместе с совестью.

Прибавление. Чтобы быть моральным, всякий поступок должен совпадать с моим умыслом, ибо право моральной воли состоит в том, что получает признание в ее наличном бытии лишь то, чтó существо­вало внутренне как умысел. Умысел касается лишь формальной сто­роны, означает лишь то, что внешняя воля есть во мне также и как внутренняя воля. Напротив, во втором моменте выступает вопрос о цели поступка, т. е. об относительной ценности поступка в отноше­нии меня; наконец, третий момент представляет собою не только от­носительную, но и всеобщую ценность поступка, добро. Первым раз­рывом в поступке является разрыв между тем, что было умышленно, и тем, что существует и было совершено; вторым является разрыв между тем, что существует внешне как всеобщая воля, и внутренним особенным определением, которое я ему даю; третье состоит в требовании, чтобы намерение было также и всеобщим содержанием. Добро есть намерение, возведенное в понятие воли.