Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/192

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
188
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

чающаяся от этого своего понятия, есть в нравственности его адэкватное ему существование.

§ 153

Право индивидуумов на свое субъективное определение к свободе на­ходит свое исполнение в том, что они принадлежат нравственной действительности, так как их уверенность в своей свободе имеет свою истину в такой объективности, и в нравственном они действительно обладают своей собственной сущностью, своей внутренней всеобщно­стью (§ 147).

Примечание. На вопрос отца, каков наилучший способ нравственно воспитать сына, пифагореец дал следующий ответ (этот ответ влагают также и в уста других): сделав его гражданином государства, в кото­ром господствуют хорошие законы.

Прибавление. Педагогические попытки отвлечь человека от все­общей жизни современности и воспитывать его в деревне (Руссо в «Эмиле») оказались безуспешными, потому что не может удасться стре­мление отчудить человека от законов мира. Хотя образование юно­шества и должно происходить в одиночестве, однако не надо думать, что дыхание мира духов не проникает, наконец, и в это одиночество и что сила мирового духа слишком мала для того, чтобы овладеть так­же и этими отдаленными частями. Лишь в том, что он — гражданин хорошего государства, индивидуум достигает своего права.

§ 154

Право индивидуумов на их особенность также содержится в нрав­ственной субстанциальности, ибо особенность есть внешний способ проявления существования нравственного.

§ 155

В этом тожестве всеобщей и особенной воли обязанность и право, следовательно, совпадают, и человек обладает посредством нравственности правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и у него есть обязанности постольку, поскольку он обладает правами. В абстрактном праве я обладаю правом, а у другого есть в отношении по­следнего обязанности: в области морали право на свое собственное