Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/201

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
197
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. СЕМЬЯ

отвергается нравственное определение, состоящее в том, что сознание выходит из своей природности и субъективности, собирает себя в мысль о субстанциальном, и вместо того чтобы все еще оставлять за собою возможность выбрать случайное и произвол чувственной склонности, изъемлет этот союз из сферы произвола и, связывая его перед пена­тами, передает его субстанциальному, низводя чувственный момент на степень некоего лишь обусловленного момента, момента, зависимого от того, что̀ есть подлинного и нравственного в этой связи, и от при­знания последней нравственной связью. — Наглость и поддерживаю­щий ее рассудок не в состоянии постичь спекулятивной природы суб­станциального отношения; но нравственно не испорченное чувство, равно как и законодательства христианских народов, находятся в согласии с нею.

Прибавление. Что церемония заключения брака излишня и пред­ставляет собою формальность, без которой можно было бы обойтись, так как субстанциальным является любовь, а последняя даже теряет в своей ценности благодаря этой торжественной церемонии, — это поло­жение было выставлено Фридрихом фон Шлегелем в «Люцинде» и после­дователем его в «Письмах анонима» (Любек и Лейпциг, 1800). Чув­ственная отдача себя выставляется там как необходимое доказатель­ство свободы и глубины любви, — аргументация, не чуждая соблаз­нителям. Относительно связи между мужчиной и женщиной следует заметить, что девушка, отдаваясь чувственно, жертвует своей честью, с мужчиной же, имеющим кроме семьи еще и другое поле нравствен­ной деятельности, дело не обстоит так. Предназначение девушки со­стоит существенно лишь в браке; требуется поэтому, чтобы любовь получила форму брака, и чтобы различные моменты, заключающиеся в любви, получили свое истинно-разумное отношение друг к другу.

§ 165

Природная определенность полов получает, благодаря своей ра­зумности, интеллектуальное и нравственное значение. Это значение определено различием, на которое нравственная субстанциальность как понятие раскалывается в себе самой, чтобы, исходя из него обрести свой жизненный характер как конкретное единство.

§ 166

Поэтому один пол представляет собою духовное как раздваивающееся, заключающее в себе момент для себя сущей личной самостоя-