Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
212
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


§ 183

Таким образом, себялюбивая цель, обусловленная в своем осуществлении всеобщностью, обосновывает систему всесторонней зави­симости, так что пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. Можно рассматривать эту систему ближайшим образом как внешнее государство, — как основанное на нужде государство рассудка.

§ 184

Идея в этом своем раздвоении сообщает этим моментам своеобраз­ное наличное бытие, сообщает особенности право развиваться и распространяться во все стороны, а всеобщности — право показать себя основанием и необходимой формой особенности, равно как и верхов­ной властью над нею и ее последней целью. — Именно система ушед­шей в свои крайности и потерявшейся в них нравственности и соста­вляет абстрактный момент реальности идеи, которая здесь имеется лишь в качестве относительной целостности и внутренней необходи­мости в этом внешнем явлении.

Прибавление. Нравственное ушло здесь в свои крайности, потеря­лось в них, и непосредственное единство семьи распалось здесь на мно­жество. Реальность есть здесь внешность, распад понятия, самостоя­тельность ставших свободными наличных моментов. Хотя в граждан­ском обществе особенность и всеобщность распались, они все же взаимно связаны друг с другом и обусловливают друг друга. Хотя и кажется, будто одна делает как раз противоположное другой и пола­гает, что может существовать лишь держа другую на почтительном расстоянии от себя, все же каждая имеет другую своей предпосыл­кой. Так, например, большинство людей смотрят на уплату налогов как на нарушение их особенности, как на нечто враждебное им, ме­шающее осуществлению их цели. Но, хотя им и на самом деле это кажется, все же особенность цели не может быть удовлетворена без всеобщего, и страна, в которой не уплачивали бы налогов, вряд ли отличалась бы и ростом силы особенности. Точно так же могло бы казаться, что со всеобщностью обстояло бы лучше, если бы она стя­нула к себе силы особенности, как это, например, осуществляется в платоновском государстве. Но и это опять-таки лишь иллюзия, так как обе существуют лишь друг для друга и друг посредством друга, переходят друг в друга. Способствуя осуществлению моей цели, я