Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/224

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
220
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

который превращает их в их разрозненности и абстрактности в кон­кретные, делает их общественными потребностями, общественными средствами и способами удовлетворения.

Прибавление. Благодаря тому, что я должен согласоваться с дру­гими, здесь появляется форма всеобщности. Я приобретаю от других средства удовлетворения и должен вследствие этого принять их мне­ние. Но наряду с этим я вынужден производить средства для удовлет­ворения других. Одно, таким образом, переходит в другое и связано с ним; все частное превращается, таким образом, в общественное. В способе одеваться, в определенном времени для еды, есть некоторая условность, которую приходится принять, потому что не стоит труда проявлять в этих вещах свой ум, а всего благоразумнее поступать по отношению к ним так, как другие.

§ 193

Этот момент становится, таким образом, особенным целеопределением в отношении средств самих по себе и обладания ими, также как и в отношении характера и способа удовлетворения потреб­ностей. Он, далее, непосредственно содержит в себе требование равен­ства с другими в средствах и способах удовлетворения; потребность в этом равенстве и уравнении, подражание, так же как и, с другой стороны, потребность особенности, равным образом содержащейся в этом моменте, проявить себя каким-нибудь отличием, сам становится действительным источником роста разнообразия потребностей и их распространения.

§ 194

Между тем в общественных потребностях, как представляющих собою соединение непосредственной или естественной потребности и духовной потребности, созданной представлением, последняя как все­общее берет перевес, и потому в этом общественном моменте есть сто­рона освобождения, заключающаяся в том, что строгая естественная необходимость потребностей стушевывается, и человек считается со своим мнением, которое есть также всеобщее мнение, и с им-же самим созданной необходимостью, вместо того чтобы считаться лишь с внеш­ней и внутренней случайностью, с произволом.

Примечание. Имеется представление, будто человек в так называе­мом естественном состоянии, в котором у него, якобы, имеются лишь так называемые простые естественные потребности, употребляет для