Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/253

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
249
ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО


§ 233

Это есть, правда, лишь возможность вреда, но то, что поступок не наносит никакого вреда, есть в качестве случайности также не боль­ше как возможность; это — аспект неправды, заключающейся в та­ких действиях, и, следовательно, последнее основание полицейской наказующей справедливости.

§ 234

Отношения внешнего существования (Daseyns) также входят в область рассудочной бесконечности; не существует поэтому границы, которая сама по себе указала бы нам, что́ вредно и что́ не вредно; не существует также и по отношению к преступлению такой границы, которая указала бы нам, что́ подозрительно и что́ не подозрительно, что́ нужно запретить или подвергнуть надзору и что́ не нужно подвер­гать запрещению, не нужно подчинять, заподозревать, подвергать допросу и требовать отчета. Ближайшие определения по всем этим де­талям дают нравы, дух государственного устройства, опасность дан­ного момента и т. д.

Прибавление. Здесь нельзя дать твердое определение и провести абсолютные границы. Все здесь лично, субъективное мнение появ­ляется на сцену, и дух государственного устройства, опасность дан­ного времени должны указать ближайшие обстоятельства. Во время войны, например, приходится рассматривать как вредное то, что в обычное время безвредно. Благодаря этим аспектам случайности и произвольного личного элемента полиция получает характер чего-то ненавистного. Она может при очень развитой рефлексии принять та­кое направление, что вовлечет в круг своих распоряжений все возмож­ные действия, ибо во всем можно находить отношение, посредством которого то или другое может сделаться вредным. Полиция может дей­ствовать очень педантично и стеснять повседневную жизнь людей. Но, хотя это и плохо, все же здесь нельзя провести объективной пограничной линии.

§ 235

Так как повседневные потребности неопределенно возрастают и переплетаются друг с другом, то в отношении к получению и обмену средств их удовлетворения, на беспрепятственную возможность ко­торых каждый полагается, равно как и в отношении связанных с ними изысканий и переговоров, которые желательно елико возможно сокра­тить, получаются аспекты, которые являются предметом общей заинте-