Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/258

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
254
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

чайности их умонастроения и осведомленности, и чувствующие себя оскорбленными и обиженными обязательными всеобщими распоряже­ниями и велениями, стоят на ложной точке зрения. Положение обще­ства, напротив, следует признать тем более совершенным, чем меньше индивидууму остается делать для себя и согласно своему особенному мнению в сравнении с тем, что выполняется путем всеобщих мероприя­тий.

§ 243

Когда гражданское общество действует беспрепятственно, его народонаселение и промышленность растут. — Благодаря тому, что связь людей между собою, создаваемая их потребностями, и способы изго­товления и доставления средств для удовлетворения последних полу­чают всеобщий характер, накопление богатства увеличивается, ибо из этой двойной всеобщности извлекаются, с одной стороны, величайшие выгоды точно так же, как, с другой стороны, эта же двойная всеобщ­ность ведет к отрозненности и ограниченности особенного труда, а, следовательно, к зависимости и бедственности положения прикреплен­ного к этому труду класса, с чем также связана неспособность чувство­вать и наслаждаться дальше свободами и, в особенности, духовными преимуществами гражданского общества.

§ 244

Опускание жизни массы людей ниже уровня некоторого известного существования, который сам собою устанавливается как необходимый для члена общества, и связанная с этим понижением уровня жизни потеря чувства права, правомерности и чести существования собствен­ной деятельностью, собственным трудом приводит к возникновению черни, а это в свою очередь облегчает вместе с тем концентрацию чрез­мерных богатств в немногих руках.

Прибавление. Низший уровень жизни, уровень жизни черни, устававливается сам собою; этот минимум однако очень различен у раз­ных народов. В Англии самый бедный полагает, что он обладает не­которым правом; это право представляет собою нечто совершенно не похожее на то, чем удовлетворяются бедные в других странах. Бедность сама по себе никого не делает чернью; чернью делает лишь присо­единяющееся к бедности умонастроение, внутреннее возмущение про­тив богатых, общества, правительства и т. д. С этим, далее, связано и то, что человек, который добывает средства к существованию лишь случайно, делается легкомысленным и начинает избегать труда, подобно, например, неаполитанским лаццарони. Таким образом, в