Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/303

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
299
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО

тривался не как нечто созданное, хотя он и возник во времени, ибо он, наоборот, есть безусловно в себе и для себя сущее, которое должно рассматриваться как божественное и пребывающее, стоящее выше того, что создается.

Прибавление. Принципом нового мира вообще является свобода субъективности, требование, чтобы, получая должное, развились все существенные стороны, наличные в духовной целостности. Исходя из этой точки зрения, едва ли можно ставить праздный вопрос, какая форма правления лучше, монархия или демократия. Можно лишь сказать, что односторонни все те формы государственного устройства, которые не могут переносить внутри себя принципа свободной субъек­тивности и не соответствуют развитому разуму.

§ 274

Так как дух действителен лишь в качестве того, чем он сам себя знает, и государство как дух некоторого народа есть вместе с тем про­никающий все его отношения закон, нравы и сознание его индивиду­умов, то государственное устройство определенного народа зависит вообще от характера и ступени развития его самосознания; от послед­него зависит его субъективная свобода и, следовательно, действитель­ность государственного устройства.

Примечание. Причудливая мысль дать народу a priori более или менее разумное по своему содержанию государственное устройство не принимает во внимание как раз того момента, благодаря которому оно есть нечто большее, чем праздная выдумка. Каждый народ обла­дает поэтому государственным устройством, которое ему в пору и под­ходит ему.

Прибавление. Государство должно в своем строе пропитывать все отношения. Наполеон, например, хотел дать испанцам государ­ственное устройство a priori, но это ему довольно плохо удалось. Ибо государственный строй не есть нечто лишь сфабрикованное; он пред­ставляет собою работу многих веков, идею и сознание разумного в той мере, в какой оно развито в данном народе. Никакое государствен­ное устройство поэтому не создается лишь отдельными лицами. То, что Наполеон дал испанцам, было разумнее того, чем они обладали ранее, и однако они отвергли этот дар, как нечто чуждое им, так как они еще не доразвились до него. Народ должен в отношении своего госу­дарственного устройства чувствовать, что это его собственное право и его состояние; в противном случае оно может, правда, внешне быть