Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/305

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
301
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО


Прибавление. С этой идеальностью моментов обстоит так, как с жизнью в органическом теле; она находится в каждой точке; существу­ет лишь одна единственная жизнь во всех точках, ничто не противо­действует ей. Отдельно от нее каждая точка мертва. В этом и состоит идеальность всех отдельных сословий, властей и корпораций, как бы они ни влеклись к совершенно самостоятельному бытию. С ними здесь обстоит дело так, как с желудком в организме, который тоже пола­гает себя как нечто самостоятельное, но вместе с тем одновременно снимается, приносится в жертву и переходит в целое.

§ 277

β) В качестве существенных моментов государства его особен­ные функции и сферы деятельности ему свойственны, и они связаны с индивидуумами, через которых они осуществляются, не со сто­роны их (индивидуумов) непосредственной личности, а лишь со стороны их всеобщих и объективных качеств, и они поэтому свя­заны внешне и случайно с особенной личностью как таковой. Госу­дарственные функции и власти не могут поэтому быть частной соб­ственностью.

Прибавление. Деятельность государства связана с индивидуумами, но последние правомочны вести дела государства не благодаря своему природному способу бытия, а сообразно с их объективным качеством. Способность, уменье, характер входят в особенность индивидуума; он должен получить соответственное воспитание, соответственную подготовку к данному особенному делу. Должность не может поэтому ни продаваться, ни переходить по наследству. Во Франции парламент­ские должности когда-то покупались, в английской армии офицер­ские чины до известной степени покупаются и в наше время, но это находилось или находится в связи со средневековым устройством не­которых государств, которое теперь постепенно исчезает.

§ 278

Эти два определения, устанавливающие, что особенные функции и власти государства не имеют самостоятельной и прочной основы ни сами по себе, ни в особенной воле отдельных лиц, а имеют свой послед­ний корень в единстве государства как их простой самости, — эти определения составляют суверенитет государства.

Это — суверенитет, направленный во внутрь; он имеет еще дру­гую сторону, направленную во вне; об этом смотри ниже, В былой