Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/313

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
309
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО

быть такие состояния государства, при которых выступает одна лишь эта область частного, но тогда государство еще не вполне развито или не хорошо построено. В благоустроенной монархии одному лишь закону принадлежит объективная сторона, и монарх должен присоединить к нему лишь субъективное «я хочу».

§ 281

Оба момента в их нераздельном единстве, последняя, не имеющая основания самость воли и, следовательно, также не имеющее осно­вания существование, как предоставленное природе определение, — эта идея непобуждаемого произволом составляет величество (Majestät) монарха. Это единство обусловливает действительное единство го­сударства, которое лишь благодаря этой своей внутренней и внешней непосредственности избавлено от возможности быть втянутым в низ­шую сферу особенности, ее произвола, целей и взглядов, в борьбу клик против клик из-за трона, и от ослабления и разрушения государ­ственной власти.

Примечание. Право рождения и наследования составляют основание легитимности, как основание не только некоторого положительного права, но также и в идее. — То обстоятельство, что благодаря твердо определенному порядку престолонаследия, т. е. благодаря естествен­ному порядку преемства, предупреждаются махинации клик при осво­бождении трона, есть одна сторона, которая справедливо давно вы­двигалась как довод в пользу его наследственности. Эта сторона есть однако лишь следствие, и превращенная в основание, она низводит величество государя в сферу рассуждения и в качестве основания дает ему, носящему характер не имеющей основания непосредственности и этого последнего в себе бытия, не имманентную в нем идею государ­ства, а нечто, лежащее вне его, например, блага государства или на­рода. Из такого определения можно, правда, вывести наследственность посредством medios terminos (средних терминов); но оно допускает также и другие medios terminos, а, следовательно, и другие выводы, — и слишком известно, какие были сделаны выводы из этого блага народа (salut du peuple). — Поэтому только философия может дозволить себе рассматривать это величество мыслительно, ибо всякий иной, кроме спекулятивного, способ рассмотрения бесконечной, в себе самой основанной идеи, сам по себе уничтожает природу величества. — Выборность монарха легко может показаться наиболее естественным способом, т. е. она более всего по сердцу поверхностной мысли; так как-де, монарх дол-