Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/324

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
320
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


§ 297

Члены правительства и государственные чиновники представляют собою главную составную часть среднего сословия, в котором пребы­вает развитой ум и правовое сознание народной массы. Оно не прини­мает изолированного положения аристократии, образованность и умение не превращаются у него в средство произвола и господства благодаря воздействию учреждений, суверенитета сверху вниз и воз­действию прав корпораций снизу вверх.

Примечание. Так, например, в былые времена отправление право­судия, объект которого представляет собою личный интерес всех индивидуумов, превратилось в орудие наживы и господства благодаря тому, что знание права было закутано в тумане учености и чужого языка, а знание судопроизводства — в запутанном формализме.

Прибавление. Среднее сословие, к которому принадлежат госу­дарственные чиновники, представляет собою средоточие государствен­ного сознания и наиболее выдающейся образованности. Поэтому оно и является главной его опорой в отношении законности и интелли­гентности. Государство, в котором нет среднего сословия, еще не стоит поэтому на высокой ступени. Такова, например, Россия, в ко­торой есть одна масса — крепостная и другая — правящая. Образо­вание такого среднего сословия составляет один из важнейших инте­ресов государства, но это сословие может образоваться лишь в такой организации, какой является та, которую мы описали выше, а именно, тогда, когда известные особенные круги, сравнительно независимые, обладают известными правами, и имеется чиновничий мир, произвол которого терпит крушение, натыкаясь на сопротивление таких обла­дающих правами кругов. Действование согласно всеобщему праву и привычка к такому действованию являются результатом противопо­ложности, которую образуют сами по себе самостоятельные круги.

с) Законодательная власть
§ 298

Законодательная власть имеет отношение к законам как таковым, поскольку они нуждаются в дальнейшем определении, и к совершенно всеобщим по своему содержанию внутренним делам. Эта власть сама есть часть государственного устройства, которое является ее предпо­сылкой и постольку лежит в себе и для себя вне области ее прямого определения, но она получает свое дальнейшее развитие в усовершен-