Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/357

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
353
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. ГОСУДАРСТВО

друга признают в себе и для себя сущими, так что в самой войне война определена как нечто, долженствующее быть преходящим. Она содер­жит поэтому в себе международное правовое определение, устана­вливающее, что в ней сохраняется возможность мира, что, следователь­но, послы должны быть неприкосновенны и что война вообще не ве­дется против внутренних учреждений и мирной, семейной и частной жизни, не ведется против частных лиц.

Прибавление. Новейшие войны ведутся поэтому человечно, и одно лицо не ненавидимо другим лицом. В худшем случае личная враждебность появляется у стоящих на передовых позициях, но в войске как войске вражда есть нечто неопределенное, отступающее на задний план перед долгом, который каждый уважает в другом.

§ 339

Во всем остальном взаимоотношения на войне (например, то об­стоятельство, что берут пленников) и те права, которые в мирное время одно государство предоставляет подданным другого государства каса­тельно частных сношений и т. д., основаны на нравах наций, как на сохраняющейся при всех обстоятельствах внутренней всеобщности поведения.

Прибавление. Европейские народы образуют одну семью по всеоб­щему принципу их законодательства, их нравов, их образования, и соответственно этому модифицируется международное правовое пове­дение в том состоянии, при котором в общем господствует взаимное причинение зла. Отношение государств к другим государствам измен­чиво; нет претора, который решил бы спор; высшим претором является лишь всеобщий в себе и для себя сущий дух, мировой дух.

§ 340

Так как государства в своем отношении друг к другу выступают как особенные, то имеет место в высшей степени оживленная и прини­мающая огромные размеры игра внутренней особенности страстей, интересов, целей, талантов и добродетелей, насилия, несправедливости, пороков, — игра, в которой само нравственное целое, самостоятельное государство, подпадает под власть случайности. Вследствие их особен­ности, в которой они как существующие индивидуумы имеют свою объективную действительность и свое самосознание, принципы народ­ных духов суть вообще ограниченные, и их судьбы и деяния в их взаи­моотношениях представляют собою выступающую в явлении диалек­тику конечного характера этих духов, из которой всеобщий дух,