Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/47

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
36
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

ленности и упраздняет их. Вот почему народ в эпоху революции раз­рушал снова учреждения, которые он сам же создал, ибо всякое учреж­дение противно абстрактному самосознанию равенства.

§ 6

(β) «Я» есть также переход от лишенной различия неопределенности к различению, определению и полаганию некоторой определенности как некоторого содержания или предмета. Это содержание может быть, далее, или данным природой, или порожденным из понятия духа. Посредством этого полагания самого себя как чего-то определенного «я» вступает вообще в наличное бытие; это — абсолютный момент конечности или обособления «я».

Примечание. Этот второй момент определения точно так же, как и первый, представляет собою отрицательность, снятие — он есть именно снятие первой абстрактной отрицательности. Поэтому второй момент уже содержится в первом, подобно тому как особенное содержится вообще во всеобщем и есть лишь полагание того, чтò первый момент уже есть в себе. Первый момент, именно как первое для себя, есть не истинная бесконечность, или, иначе говоря, конкретная всеобщность, понятие, а лишь нечто определенное, одностороннее; а именно потому, что он представляет собою абстракцию от всякой определенности, он сам не без определенности, и то, что он как абстракция должен быть односторонним, и составляет его определенность, недостаточность и ко­нечность. Мы находим различение и определение обоих вышеуказанных моментов в философии Фихте, также и в философии Канта и т. д. но «я» в философии Фихте, — мы остановимся лишь на этой филосо­фии, — как неограниченное (в первом положении фихтевского «Наукоучения»), взято всецело лишь как положительное (оно представляет собою таким образом рассудочную всеобщность, рассудочное то­жество), так что это абстрактное «я» есть у Фихте само по себе истинное, и поэтому к нему, далее, присоединяется (во втором положении) ограничениеотрицательное вообще, в качестве ли данной, внешней границы или в качестве собственной деятельности «я». — По­стижение отрицательности, имманентной во всеобщем или тожественном, как например, в «я», было дальнейшим шагом, кото­рый должна была сделать спекулятивная философия; это — потребность, которой не подозревают не постигающие дуализма бесконечности и конечности даже в имманентности и абстракции, как его постигал Фихте.