Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/86

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
76
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

но вообще, подобно всем благим пожеланиям, не является объективно сущим желанием, — частью же наличность достаточных средств существования есть нечто другое, чем владение и входит в другую сферу, сферу гражданского общества.

Прибавление. Помимо этого, равенство, которое хотели бы ввести, скажем, в отношении распределения имуществ, нарушилось бы через короткое время, так как состояние зависит от трудолюбия. Но того, что не может быть осуществлено, и не следует осуществлять. Ибо люди, разумеется, равны, но лишь как лица, т. е. в отношении источ­ника их владения. Из этого вытекает, что каждый человек должен был бы обладать собственностью. Если поэтому мы желаем говорить о равенстве, то мы должны рассматривать именно это равенство. Но определение особенности, вопрос о том, как велика собственность, которой я владею, выходит за пределы этого равенства. Здесь ложно утверждение, будто справедливость требует, чтобы доля собствен­ности одного была равна доле собственности другого. Скорее, наоборот: особенность есть то, в чем находит себе место как раз не­равенство, и равенство было бы здесь несправедливо. Совершенно вер­но, что люди часто жадны к имуществу других, но это именно про­тивно праву, ибо право есть то, что остается безразличным к особен­ности.

§ 50

Что вещь принадлежит тому, кто случайно первым по времени вступил во владение ею, это — само собой разумеющееся, излишнее определение, так как второй не может вступать во владение тем, что уже есть собственность другого.

Прибавление. Предшествовавшие определения касались, главным образом, положения, согласно которому личность должна обладать наличным бытием в собственности. Что первый, завладевший имуще­ством, есть также собственник, вытекает из вышесказанного. Первый есть собственник по праву не благодаря тому, что он первый, а пото­му, что он — свободная воля, ибо лишь благодаря тому, что после него приходит другой, он становится первым.

§ 51

Для собственности, как для представляющей собою наличное бы­тие личности, недостаточно моего внутреннего представления, что нечто есть мое, и моей внутренней воли, чтобы нечто было моим, а требуется еще для этого овладение ею. В наличное бытие, которое