Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/99

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
89
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. СОБСТВЕННОСТЬ

ками) переходят во всеобщую собственность, а со стороны особенного пользования вещью — в случайное частное владение. — Простой участок земли, освященный в качестве гробницы или сам по себе пред­назначенный на вечные времена к неупотреблению, содержат в себе пу­стой, не присутствующий произвол, нарушением которого не нарушает­ся ничего действительного и уважение к которому и не может быть поэтому гарантировано.

Прибавление. Давность основана на предположении, что я перестал рассматривать вещь как свою. Ибо для того чтобы нечто оставалось моим, требуется продолжение существования моей воли, а последнее сказывается в потреблении или хранении. В эпоху реформации утрата ценности общественных памятников очень часто обнаруживалась касательно поминальных вкладов. Дух старого вероисповедания, т. е. поминальных вкладов, отлетел, и поэтому можно было вступить во владение ими как собственностью.

с) Отчуждение собственности
§ 65

Я могу отчуждать от себя свою собственность, так как она моя лишь постольку, поскольку я в нее вкладываю свою волю, — так что я отставляю от себя свою вещь как бесхозяйную (derelinquere) или предоставляю ее для владения воле другого, — но я могу это сделать лишь постольку, поскольку сама вещь по своей природе есть нечто внешнее.

Прибавление. Если давность есть отчуждение с не прямо выражен­ной волей, то истинное отчуждение есть волеизъявление, что я отныне не хочу рассматривать вещь как мою. Все в целом может рассматри­ваться еще и так, что отчуждение есть истинное овладение вещью. Непосредственное вступление во владение есть первый момент соб­ственности. Собственность приобретается также и посредством потреб­ления, и третий момент есть единство этих двух моментов, есть овла­дение посредством отчуждения.

§ 66

Неотчуждаемы поэтому те блага или, вернее, те субстанциаль­ные опредеяения, и также не погашаются давностью права на те субстанциальные определения, которые составляют собственнейшую мою личность и всеобщую сущность моего самосознания, равно как