Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/162

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 125 —

Эта граница кромѣ того, что она относится къ единицѣ и есть въ ней отрицаніе, какъ одно, относится также къ себѣ; она есть объемлющая, охватывающая граница. Граница отличается здѣсь прежде всего не отъ "нѣчто“ своего существованія, но, какъ одно, она есть непосредственно самъ этотъ отрицательный пунктъ. Но бытіе, которое здѣсь ограничено, есть существенно непрерывность, вслѣдствіе которой оно переходитъ за границу и за это одно и безразлично къ нимъ. Такимъ образомъ реальное дискретное количество есть нѣкоторое количество или опредѣленное количество, количество, какъ существованіе. и нѣчто.

Такъ какъ количество, будучи границею, включаетъ въ себѣ многія одни дискретнаго количества, то оно также полагаетъ ихъ, какъ снятыя въ немъ; оно есть граница непрерывности вообще, какъ таковой, и потому здѣсь различіе непрерывной и дискретной величины безразлично, или, правильнѣе, оно есть граница непрерывности какъ той, такъ и другой; обѣ переходятъ за нее, чтобы стать опредѣленнымъ количествомъ.

ВТОРАЯ ГЛАВА.

Опредѣленное количество (Quantum).

Опредѣленное количество, прежде всего съ нѣкоторымъ опредѣленіемъ или границею вообще — есть въ своей полной опредѣленности число. Опредѣленное количество раздѣляется далѣе, во-вторыхъ прежде всего на экстенсивное, въ которомъ граница есть ограниченіе существующаго множества, затѣмъ поскольку это существованіе переходитъ въ бытіе для себя, — на интенсивное опредѣленное количество, степень, которое, какъ сущее для себя, и потому, какъ безразличная граница, также непосредственно внѣшнее, имѣетъ свою опредѣленность въ другомъ. Какъ это положенное противорѣчіе — быть опредѣленнымъ такъ просто въ себѣ и имѣть свою опредѣленность внѣ себя и указывать на нее внѣ себя, — опредѣленное количество переходитъ, въ третьихъ, какъ положенное само по себѣ внѣшнее, въ количественную безконечность.

А.

Число.

Количество есть опредѣленное количество или, иначе, имѣетъ границу; при томъ и какъ непрерывная, и какъ дискретная величина. Различіе этихъ видовъ не имѣетъ здѣсь никакого ближайшаго значенія.

Количество, какъ снятое бытіе для себя, уже въ себѣ и для себя безразлично къ своей границѣ. Но вслѣдствіе того граница или свойство быть опредѣленнымъ количествомъ еще не безразлична къ нему; ибо оно содержитъ внутри себя одно, абсолютную опредѣленность, какъ свой собственный моментъ, который такимъ образомъ, какъ положенный въ его непрерывности или единицѣ, есть ея граница, остающаяся однако однимъ, коимъ она вообще стала.


Тот же текст в современной орфографии

Эта граница кроме того, что она относится к единице и есть в ней отрицание, как одно, относится также к себе; она есть объемлющая, охватывающая граница. Граница отличается здесь прежде всего не от "нечто“ своего существования, но, как одно, она есть непосредственно сам этот отрицательный пункт. Но бытие, которое здесь ограничено, есть существенно непрерывность, вследствие которой оно переходит за границу и за это одно и безразлично к ним. Таким образом реальное дискретное количество есть некоторое количество или определенное количество, количество, как существование. и нечто.

Так как количество, будучи границею, включает в себе многие одни дискретного количества, то оно также полагает их, как снятые в нём; оно есть граница непрерывности вообще, как таковой, и потому здесь различие непрерывной и дискретной величины безразлично, или, правильнее, оно есть граница непрерывности как той, так и другой; обе переходят за нее, чтобы стать определенным количеством.

ВТОРАЯ ГЛАВА.

Определенное количество (Quantum).

Определенное количество, прежде всего с некоторым определением или границею вообще — есть в своей полной определенности число. Определенное количество разделяется далее, во-вторых прежде всего на экстенсивное, в котором граница есть ограничение существующего множества, затем поскольку это существование переходит в бытие для себя, — на интенсивное определенное количество, степень, которое, как сущее для себя, и потому, как безразличная граница, также непосредственно внешнее, имеет свою определенность в другом. Как это положенное противоречие — быть определенным так просто в себе и иметь свою определенность вне себя и указывать на нее вне себя, — определенное количество переходит, в третьих, как положенное само по себе внешнее, в количественную бесконечность.

А.

Число.

Количество есть определенное количество или, иначе, имеет границу; при том и как непрерывная, и как дискретная величина. Различие этих видов не имеет здесь никакого ближайшего значения.

Количество, как снятое бытие для себя, уже в себе и для себя безразлично к своей границе. Но вследствие того граница или свойство быть определенным количеством еще не безразлична к нему; ибо оно содержит внутри себя одно, абсолютную определенность, как свой собственный момент, который таким образом, как положенный в его непрерывности или единице, есть её граница, остающаяся однако одним, коим она вообще стала.