Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/178

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 141 —

не упоминая о нѣчто, составляющемъ его субстратъ. Но теперь нѣчто выступаетъ противъ этихъ своихъ опредѣленій, опосредованное само съ собою черезъ ихъ отрицаніе, какъ существующее для себя и, поскольку оно имѣетъ опредѣленное количество, какъ то, что ему присуще экстенсивное и интенсивное опредѣленное количество. Его одна опредѣленность, которую ояо имѣетъ, какъ опредѣленное количество, положена въ различаемыхъ моментахъ единицы и опредѣленнаго числа; эта опредѣленность нетолько сама въ себѣ одна и та же, но ея положеніе въ этихъ различіяхъ, какъ экстенсивнаго и интенсивнаго количества, есть возвращеніе къ той единицѣ, которая, какъ отрицательная, есть безразлично къ себѣ положенное нѣчто.

Примѣчаніе 1. Въ обычномъ представленіи экстенсивное и интенсивное опредѣленныя количества различаются, какъ виды величинъ, какъ будто есть предметы, имѣющіе только интенсивную, и другіе, имѣющіе только экстенсивную величину. Къ тому присоединяется далѣе представленіе извѣстнаго философскаго естествознанія, которое превращаетъ многое, экстенсивное, напримѣръ въ основномъ опредѣленіи матеріи, по которому она наполняетъ пространство, равно какъ и въ другихъ понятіяхъ, въ нѣчто интенсивное въ томъ смыслѣ, что интенсивное, какъ динамическое, есть истинное опредѣленіе, и наприм, плотность или специфическое наполненіе пространства по существу должно быть понимаемо, не какъ извѣстное множество и опредѣленное число матеріальныхъ частей въ опредѣленномъ количествѣ пространства, но какъ извѣстная степень свойственной матеріи наполняющей пространство силы.

Здѣсь слѣдуетъ различать двоякія опредѣленія. Тому, что названо превращеніемъ механическаго пониманія въ динамическое, предшествуетъ понятіе существующихъ одна внѣ другой самостоятельныхъ частей, которыя лишь внѣшнимъ образомъ соединены въ нѣчто цѣлое, и отличное отъ нихъ понятіе силы. То, что въ наполненіи пространства съ одной стороны разсматривается, лишь какъ множество внѣшнихъ одинъ относительно другого атомовъ, съ другой стороны разсматривается, какъ проявленіе лежащей въ основѣ его простой силы. Эти отношенія цѣлаго и частей, силы и ея проявленія, выступающія здѣсь во-взаимной противоположности, проявляются не только въ этомъ случаѣ, но разсматриваются и далѣе. При этомъ нужно припомнить о томъ, что отношеніе силы и ея проявленія, соотвѣтствующее понятію интенсивнаго, хотя ближайшимъ образомъ и есть болѣе истинное сравнительно съ отношеніемъ цѣлаго и частей; но что тѣмъ самымъ сила еще не становится менѣе одностороннею, чѣмъ интенсивное вообще, и что проявленіе, какъ внѣшность экстенсивности, также неотдѣлимо отъ силы; такъ, что одно и то же содержаніе свойственно обѣимъ формамъ, и интенсивному и экстенсивному.

Другая проявляющаяся здѣсь опредѣленность есть количественное, какъ таковое, которое снято, какъ экстенсивное опредѣленное количество, и превращено въ степень, какъ долженствующее быть истиннымъ опредѣленіе; но была объяснено, что послѣднее опредѣленіе включаетъ въ себѣ также и первое, а такъ, что одна изъ этихъ формъ существенна для другой, и такимъ образомъ-


Тот же текст в современной орфографии

не упоминая о нечто, составляющем его субстрат. Но теперь нечто выступает против этих своих определений, опосредованное само с собою через их отрицание, как существующее для себя и, поскольку оно имеет определенное количество, как то, что ему присуще экстенсивное и интенсивное определенное количество. Его одна определенность, которую ояо имеет, как определенное количество, положена в различаемых моментах единицы и определенного числа; эта определенность нетолько сама в себе одна и та же, но её положение в этих различиях, как экстенсивного и интенсивного количества, есть возвращение к той единице, которая, как отрицательная, есть безразлично к себе положенное нечто.

Примечание 1. В обычном представлении экстенсивное и интенсивное определенные количества различаются, как виды величин, как будто есть предметы, имеющие только интенсивную, и другие, имеющие только экстенсивную величину. К тому присоединяется далее представление известного философского естествознания, которое превращает многое, экстенсивное, например в основном определении материи, по которому она наполняет пространство, равно как и в других понятиях, в нечто интенсивное в том смысле, что интенсивное, как динамическое, есть истинное определение, и наприм, плотность или специфическое наполнение пространства по существу должно быть понимаемо, не как известное множество и определенное число материальных частей в определенном количестве пространства, но как известная степень свойственной материи наполняющей пространство силы.

Здесь следует различать двоякия определения. Тому, что названо превращением механического понимания в динамическое, предшествует понятие существующих одна вне другой самостоятельных частей, которые лишь внешним образом соединены в нечто целое, и отличное от них понятие силы. То, что в наполнении пространства с одной стороны рассматривается, лишь как множество внешних один относительно другого атомов, с другой стороны рассматривается, как проявление лежащей в основе его простой силы. Эти отношения целого и частей, силы и её проявления, выступающие здесь во-взаимной противоположности, проявляются не только в этом случае, но рассматриваются и далее. При этом нужно припомнить о том, что отношение силы и её проявления, соответствующее понятию интенсивного, хотя ближайшим образом и есть более истинное сравнительно с отношением целого и частей; но что тем самым сила еще не становится менее одностороннею, чем интенсивное вообще, и что проявление, как внешность экстенсивности, также неотделимо от силы; так, что одно и то же содержание свойственно обеим формам, и интенсивному и экстенсивному.

Другая проявляющаяся здесь определенность есть количественное, как таковое, которое снято, как экстенсивное определенное количество, и превращено в степень, как долженствующее быть истинным определение; но была объяснено, что последнее определение включает в себе также и первое, а так, что одна из этих форм существенна для другой, и таким образом-