Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 156 —

Уже первое снятіе, отрицаніе качества вообще, черезъ которое полагается количество, есть въ себѣ снятіе отрицанія, — опредѣленное количество есть снятая качественная граница, стало-быть, снятое отрицаніе — по оно есть таковое лишь въ себѣ; положено же оно, какъ существованіе, и тѣмъ самымъ его отрицаніе фиксировано, какъ безконечность, какъ потусторонность опредѣленнаго количества, которое остается по сю сторону, какъ непосредственное; такимъ образомъ безконечное опредѣляется, лишь какъ первое отрицаніе, и такимъ является оно въ безконечномъ прогрессѣ. Но было показано, что въ послѣднемъ содержится болѣе, именно отрицаніе отрицанія или то, чтб безконечное есть по истинѣ. Ранѣе это было понято такъ, что понятіе опредѣленнаго количества тѣмъ самымъ снова возстановляется; это возстановленіе означаетъ прежде всего, что существованіе опредѣленнаго количества получило свое ближайшее опредѣленіе; а именно возникло количество, опредѣленное соотвѣтственно своему понятію, отличное отъ непосредственнаго опредѣленна гоколичества, внѣшность оказывается теперь противоположностью себѣ самой, положенною, какъ моментъ самой величины, — опредѣленное количество какъ такое, что оно черезъ свое небытіе, безконечность, имѣетъ свою опредѣленность въ другомъ опредѣленномъ количествѣ, т.-е. есть качественно то, что оно есть. Но это сравненіе понятія опредѣленнаго количества съ его существованіемъ принадлежитъ болѣе нашей рефлексіи, тому отношенію, которое здѣсь еще не дано. Ближайшее опредѣленіе состоитъ въ томъ, что опредѣленное количество возвращается въ качество, становится теперь качественно опредѣленнымъ. Ибо его особенность, его качество есть внѣшность, безразличіе опредѣленности; и оно положено теперь такъ, какъ оно собственно есть само въ своей внѣшности, въ которой оно относится къ самому себѣ, въ простомъ единствѣ съ собою, т.-е. опредѣленное качественно. Это качественное опредѣляется еще ближе, именно, какъ бытіе для себя; ибо отношеніе къ себѣ ■самому, къ которому оно пришло, возникло изъ опосредованія, изъ отрицанія отрицанія. Опредѣленное количество имѣетъ безконечность, бытіе для себя уже не внѣ себя, а въ себѣ самомъ.

Безконечное, которое въ безконечномъ прогрессѣ имѣетъ лишь пустое значеніе нѣкотораго небытія, недостигнутаго, но лишь искомаго потусторонняго, есть въ дѣйствительности не что иное, какъ качество. Опредѣленное количество, какъ безразличная граница, переходитъ за себя въ безконечность; оно стремится тѣмъ самымъ не къ чему иному, какъ къ опредѣленности быть для себя, къ качественному моменту, который есть такимъ образомъ лишь долженствованіе. Его безразличіе относительно границы, соединенное съ отсутствіемъ въ немъ сущей для себя опредѣленности и его выходомъ за себя самого, есть то, что дѣлаетъ опредѣленное количество опредѣленнымъ количествомъ; этотъ его выходъ долженъ подвергнуться отрицанію и найти свою абсолютную опредѣленность въ безконечномъ.

Вообще: опредѣленное количество есть снятое качество; но количество безконечно, оно выходитъ за себя, есть отрицаніе себя; этотъ его выходъ есть слѣдовательно въ себѣ отрицаніе отрицаемаго качества, возстановленіе послѣд


Тот же текст в современной орфографии

Уже первое снятие, отрицание качества вообще, через которое полагается количество, есть в себе снятие отрицания, — определенное количество есть снятая качественная граница, стало быть, снятое отрицание — по оно есть таковое лишь в себе; положено же оно, как существование, и тем самым его отрицание фиксировано, как бесконечность, как потусторонность определенного количества, которое остается по сю сторону, как непосредственное; таким образом бесконечное определяется, лишь как первое отрицание, и таким является оно в бесконечном прогрессе. Но было показано, что в последнем содержится более, именно отрицание отрицания или то, чтб бесконечное есть по истине. Ранее это было понято так, что понятие определенного количества тем самым снова восстановляется; это восстановление означает прежде всего, что существование определенного количества получило свое ближайшее определение; а именно возникло количество, определенное соответственно своему понятию, отличное от непосредственного определенна гоколичества, внешность оказывается теперь противоположностью себе самой, положенною, как момент самой величины, — определенное количество как такое, что оно через свое небытие, бесконечность, имеет свою определенность в другом определенном количестве, т. е. есть качественно то, что оно есть. Но это сравнение понятия определенного количества с его существованием принадлежит более нашей рефлексии, тому отношению, которое здесь еще не дано. Ближайшее определение состоит в том, что определенное количество возвращается в качество, становится теперь качественно определенным. Ибо его особенность, его качество есть внешность, безразличие определенности; и оно положено теперь так, как оно собственно есть само в своей внешности, в которой оно относится к самому себе, в простом единстве с собою, т. е. определенное качественно. Это качественное определяется еще ближе, именно, как бытие для себя; ибо отношение к себе ■самому, к которому оно пришло, возникло из опосредования, из отрицания отрицания. Определенное количество имеет бесконечность, бытие для себя уже не вне себя, а в себе самом.

Бесконечное, которое в бесконечном прогрессе имеет лишь пустое значение некоторого небытия, недостигнутого, но лишь искомого потустороннего, есть в действительности не что иное, как качество. Определенное количество, как безразличная граница, переходит за себя в бесконечность; оно стремится тем самым не к чему иному, как к определенности быть для себя, к качественному моменту, который есть таким образом лишь долженствование. Его безразличие относительно границы, соединенное с отсутствием в нём сущей для себя определенности и его выходом за себя самого, есть то, что делает определенное количество определенным количеством; этот его выход должен подвергнуться отрицанию и найти свою абсолютную определенность в бесконечном.

Вообще: определенное количество есть снятое качество; но количество бесконечно, оно выходит за себя, есть отрицание себя; этот его выход есть следовательно в себе отрицание отрицаемого качества, восстановление послед