Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/266

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 229 —

и совершенно пусты оказываются такъ называемые законы, усыновляемые для отношеніи силы и слабости чувствъ, представленій и т. д., въ этомъ можно убѣдиться, обратившись къ психологіямъ, старающимся установить такіе законы.

ПЕРВАЯ ГЛАВА.

Специфическое количество.

Качественная количественномъ есть прежде всего непосредственное специфическое опредѣленное количество, которое

во-вторыхъ, какъ относящееся къ другому, становится количественною спецификаціею, снятіемъ безразличнаго опредѣленнаго количества. Эта мѣра есть тѣмъ самымъ правило и содержитъ оба момента мѣры, какъ различные, именно какъ сущую въ себѣ количественную опредѣленность и какъ внѣшнее опредѣленное количество. Но въ этомъ различеніи обѣ стороны становятся качествами, а мѣра — ихъ отношеніемъ; мѣра оказывается поэтому

въ-третьихъ, отношеніемъ качествъ, имѣющихъ прежде всего одну мѣру, которая, однако, затѣмъ специфицируется въ различіе мѣръ.

А.

Специфическое опредѣленное количество.

1. Мѣра есть простое отношеніе опредѣленнаго количества къ себѣ, ея собственная опредѣленность сама въ себѣ; такимъ образомъ, опредѣленное количество имѣетъ характеръ качественный. Прежде всего она есть непосредственная мѣра, непосредственное и потому нѣкоторое опредѣленное количество; столь же непосредственно принадлежащее ему качество; она есть нѣкоторое опредѣленное качество. Количество, какъ эта уже не безразличная граница, но какъ относящаяся къ себѣ внѣшность, есть само, такимъ образомъ, качество, и, отличаясь отъ послѣдняго, оно не выходитъ за себя также, какъ послѣднее не выходитъ за него. Такимъ образомъ, мѣра есть возвратившаяся въ простое равенство съ собою опредѣленность; она есть одно съ опредѣленнымъ существованіемъ также, какъ послѣднее со своимъ опредѣленнымъ качествомъ.

Если изъ полученнаго теперь опредѣленія образовать предложеніе, то можно выразиться такъ: все существующее имѣетъ мѣру. Всякое существованіе обладаетъ величиною, и эта величина принадлежитъ природѣ нѣчто; она образуетъ его опредѣленную природу и его бытіе внутри себя. Нѣчто не безразлично къ этой величинѣ, т.-е. не остается тѣмъ, что оно есть, если она измѣняется, но ея измѣненіе измѣняетъ и его качество. Опредѣленное количество, какъ мѣра, перестало уже быть границею, которая не есть граница; оно стало теперь опредѣленіемъ вещи, такъ что послѣдняя, уменьшенная или увеличенная сверхъ этого опредѣленнаго количества, уничтожается.


Тот же текст в современной орфографии

и совершенно пусты оказываются так называемые законы, усыновляемые для отношении силы и слабости чувств, представлений и т. д., в этом можно убедиться, обратившись к психологиям, старающимся установить такие законы.

ПЕРВАЯ ГЛАВА.

Специфическое количество.

Качественная количественном есть прежде всего непосредственное специфическое определенное количество, которое

во-вторых, как относящееся к другому, становится количественною спецификациею, снятием безразличного определенного количества. Эта мера есть тем самым правило и содержит оба момента меры, как различные, именно как сущую в себе количественную определенность и как внешнее определенное количество. Но в этом различении обе стороны становятся качествами, а мера — их отношением; мера оказывается поэтому

в-третьих, отношением качеств, имеющих прежде всего одну меру, которая, однако, затем специфицируется в различие мер.

А.

Специфическое определенное количество.

1. Мера есть простое отношение определенного количества к себе, её собственная определенность сама в себе; таким образом, определенное количество имеет характер качественный. Прежде всего она есть непосредственная мера, непосредственное и потому некоторое определенное количество; столь же непосредственно принадлежащее ему качество; она есть некоторое определенное качество. Количество, как эта уже не безразличная граница, но как относящаяся к себе внешность, есть само, таким образом, качество, и, отличаясь от последнего, оно не выходит за себя также, как последнее не выходит за него. Таким образом, мера есть возвратившаяся в простое равенство с собою определенность; она есть одно с определенным существованием также, как последнее со своим определенным качеством.

Если из полученного теперь определения образовать предложение, то можно выразиться так: всё существующее имеет меру. Всякое существование обладает величиною, и эта величина принадлежит природе нечто; она образует его определенную природу и его бытие внутри себя. Нечто не безразлично к этой величине, т. е. не остается тем, что оно есть, если она изменяется, но её изменение изменяет и его качество. Определенное количество, как мера, перестало уже быть границею, которая не есть граница; оно стало теперь определением вещи, так что последняя, уменьшенная или увеличенная сверх этого определенного количества, уничтожается.