Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/270

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 233 —

стоитъ то же самое качество въ другомъ нѣчто, но находится въ немъ прежде всего относительно къ безмѣрному опредѣленному количеству въ противоположность первому, которое опредѣляется, какъ измѣряющее.

Поскольку нѣчто есть мѣра внутри себя, ему присуще внѣшнимъ образомъ измѣненіе величины его качества; оно не принимаетъ оттого ариѳметическаго множества. Его мѣра противодѣйствуетъ тому, относится къ множеству, какъ интенсивное, и принимаетъ его своеобразнымъ способомъ; оно измѣняетъ внѣшнимъ образомъ положенное измѣненіе, дѣлаетъ изъ этого опредѣленнаго количества другое и черезъ такую спецификацію оказывается въ этой внѣшности бытіемъ для себя. Это специфичееки-усвоепное множество само есть опредѣленное количество и зависитъ также отъ другихъ или есть лишь ихъ внѣшнее множество. Специфическое множество поэтому также измѣнчиво, но есть вслѣдствіе того не опредѣленное количество, какъ таковое, а внѣшнее опредѣленное количество, специфицированное постояннымъ образомъ. Такимъ образомъ, мѣра имѣетъ свое существованіе, какъ отношеніе, и специфическое въ ней есть вообще показатель этого отношенія.

Въ напряженномъ и протяженномъ опредѣленномъ количествѣ оказывается, какъ видно изъ этихъ опредѣленій, одно и то же опредѣленное количество, которое въ одномъ случаѣ дано въ формѣ интенсивности, въ другомъ — въ формѣ эктенсивности. Лежащее въ основѣ опредѣленное количество не испытываетъ въ этомъ различіи никакого измѣненія, послѣднее есть лишь внѣшняя форма. Напротивъ, въ специфицирующей мѣрѣ опредѣленное количество въ одномъ случаѣ принимается въ своей непосредственной величинѣ, а въ другомъ — черезъ показателя отношенія въ нѣкоторомъ другомъ опредѣленномъ числѣ.

Показатель, представляющій собою специфическое, можетъ, на первый взглядъ, казаться постояннымъ опредѣленнымъ количествомъ, какъ частное отношеніе между внѣшнимъ и качественно-опредѣленнымъ. Но при этомъ онъ былъ бы только внѣшнимъ опредѣленнымъ количествомъ; здѣсь же подъ показателемъ нельзя разумѣть ничего иного, кромѣ момента самого качественнаго, который специфицируетъ опредѣленное количество, какъ таковое. Собственно имманентное качественное опредѣленнаго количества есть, какъ показано ранѣе, лишь степенное опредѣленіе. Таково должно быть то опредѣленіе, которое образуетъ отношеніе, и которое здѣсь, какъ сущее въ себѣ опредѣленіе, цротивостоитъ опредѣленному количеству, какъ внѣшнему состоянію. Послѣднее имѣетъ своимъ принципомъ единицу счета, составляющую его опредѣленность въ себѣ; а отношеніе единицы счета есть внѣшнее и лишь опредѣленное природою непосредственнаго опредѣленнаго количества, какъ такового; опредѣленное измѣненіе состоитъ для себя въ присовокупленіи такой единицы счета и снова такой же и т. д. Если внѣшнее опредѣленное количество измѣняется, такимъ образомъ, въ ариѳметической прогрессіи, то специфицирующее воздѣйствіе качественной природы мѣры даетъ начало другому ряду, который относится къ первому, возрастаетъ и убываетъ вмѣстѣ съ нимъ, но опредѣляется не числовымъ показателемъ, а отношеніемъ, несоизмѣримымъ съ числомъ, степеннымъ опредѣленіемъ.


Тот же текст в современной орфографии

стоит то же самое качество в другом нечто, но находится в нём прежде всего относительно к безмерному определенному количеству в противоположность первому, которое определяется, как измеряющее.

Поскольку нечто есть мера внутри себя, ему присуще внешним образом изменение величины его качества; оно не принимает оттого арифметического множества. Его мера противодействует тому, относится к множеству, как интенсивное, и принимает его своеобразным способом; оно изменяет внешним образом положенное изменение, делает из этого определенного количества другое и через такую спецификацию оказывается в этой внешности бытием для себя. Это специфичееки-усвоепное множество само есть определенное количество и зависит также от других или есть лишь их внешнее множество. Специфическое множество поэтому также изменчиво, но есть вследствие того не определенное количество, как таковое, а внешнее определенное количество, специфицированное постоянным образом. Таким образом, мера имеет свое существование, как отношение, и специфическое в ней есть вообще показатель этого отношения.

В напряженном и протяженном определенном количестве оказывается, как видно из этих определений, одно и то же определенное количество, которое в одном случае дано в форме интенсивности, в другом — в форме эктенсивности. Лежащее в основе определенное количество не испытывает в этом различии никакого изменения, последнее есть лишь внешняя форма. Напротив, в специфицирующей мере определенное количество в одном случае принимается в своей непосредственной величине, а в другом — через показателя отношения в некотором другом определенном числе.

Показатель, представляющий собою специфическое, может, на первый взгляд, казаться постоянным определенным количеством, как частное отношение между внешним и качественно-определенным. Но при этом он был бы только внешним определенным количеством; здесь же под показателем нельзя разуметь ничего иного, кроме момента самого качественного, который специфицирует определенное количество, как таковое. Собственно имманентное качественное определенного количества есть, как показано ранее, лишь степенное определение. Таково должно быть то определение, которое образует отношение, и которое здесь, как сущее в себе определение, цротивостоит определенному количеству, как внешнему состоянию. Последнее имеет своим принципом единицу счета, составляющую его определенность в себе; а отношение единицы счета есть внешнее и лишь определенное природою непосредственного определенного количества, как такового; определенное изменение состоит для себя в присовокуплении такой единицы счета и снова такой же и т. д. Если внешнее определенное количество изменяется, таким образом, в арифметической прогрессии, то специфицирующее воздействие качественной природы меры дает начало другому ряду, который относится к первому, возрастает и убывает вместе с ним, но определяется не числовым показателем, а отношением, несоизмеримым с числом, степенным определением.