Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/277

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 240 —

дѣленіе такой мѣры берется изъ какой то иной области, чѣмъ качественное опредѣленіе мѣры самого закона паденія тѣлъ; но откуда берутся такія числа, которыя являются связанными съ мѣрою лишь непосредственно, т.-е. эмпирически, на это конкретныя науки не даютъ еще намъ никакого отвѣта. Здѣсь мы имѣемъ дѣло лишь съ тою опредѣленностью понятія, по которой этотъ эмпирическій коефиціентъ составляетъ бытіе для себя въ опредѣленіи мѣры, но при томъ лишь моментъ бытія для себя, поскольку послѣднее въ себѣ и потому непосредственно. Другое есть развитое бытіе для еебя, специфическая опредѣленность мѣры членовъ (отношенія). Тяжесть въ отношеніи, данномъ въ паденіи тѣлъ, движеніи еще наполовину обусловленномъ и лишь полусвободномъ, должна быть но этому второму моменту понимаема, какъ сила природы, такъ что ея отношеніе опредѣляется природою времени и пространства, и потому тяжести присуща спецификація, степенное отношеніе; а то простое прямое отношеніе выражаетъ собою лишь механическое соотвѣтствіе времени и пространства, формальную, внѣшнимъ образомъ произведенную и опредѣленную скорость.

3. Мѣра опредѣлила себя тѣмъ самымъ, какъ специфицированное отношеніе величины, которое, какъ качественное, имѣетъ въ немъ обычное внѣшнее опредѣленное количество; но послѣднее не есть опредѣленное количество вообще, а по существу моментъ опредѣленія отношенія, какъ такового; оно есть показатель и, какъ непосредственная опредѣленность, неизмѣняющійся показатель, слѣдовательно показатель уже упомянутаго выше прямого отношенія тѣхъ качествъ, которыми вмѣстѣ съ тѣмъ взаимно опредѣляется специфически отношеніе величины. Это прямое отношеніе въ приведенномъ примѣрѣ мѣры паденія тѣлъ есть предвзятое, принимаемое, какъ данное; но, какъ сказано, оно въ этомъ движеніи еще не существуетъ. Но на немъ основывается дальнѣйшее опредѣленіе, по которому мѣра лишь такимъ путемъ реализуется, что оба ея члена суть мѣры, различающіяся одна, какъ непосредственная, внѣшняя, и другая, какъ специфицированная въ себѣ, и что мѣра есть ихъ единица. Какъ такая единица, мѣра содержитъ въ себѣ отношеніе, въ которомъ величины опредѣляются природою качествъ и положены, какъ различныя, такъ что ихъ опредѣленность совершенно имманентна и самостоятельна и вмѣстѣ съ тѣмъ вобрана въ бытіе для себя непосредственнаго опредѣленнаго количества, показателя прямого отношенія; его самоопредѣленіе тѣмъ самымъ отрицается, такъ какъ въ этомъ своемъ другомъ онъ обладаетъ послѣднею, сущею для себя опредѣленностью; и наоборотъ, непосредственная мѣра, которая въ ней самой должна быть качественною, лишь въ немъ есть поистинѣ качественная опредѣленность. Эта отрицательная единица есть реальное бытіе для себя, категорія нѣчто, какъ единства качествъ, состоящихъ въ отношеніи мѣры, — полная самостоятельность. Непосредственно оба отношенія, оказавшіяся двумя различными отношеніями, даютъ и двойное существованіе; или, правильнѣе, такое самостоятельное цѣлое, какъ бытіе для себя, есть вообще вмѣстѣ съ тѣмъ распаденіе на различныя самостоятельныя цѣлыя, качественная природа и устойчивость (матеріальность) которыхъ заключается въ опредѣленности ихъ мѣръ.


Тот же текст в современной орфографии

деление такой меры берется из какой то иной области, чем качественное определение меры самого закона падения тел; но откуда берутся такие числа, которые являются связанными с мерою лишь непосредственно, т. е. эмпирически, на это конкретные науки не дают еще нам никакого ответа. Здесь мы имеем дело лишь с тою определенностью понятия, по которой этот эмпирический коефициент составляет бытие для себя в определении меры, но при том лишь момент бытия для себя, поскольку последнее в себе и потому непосредственно. Другое есть развитое бытие для еебя, специфическая определенность меры членов (отношения). Тяжесть в отношении, данном в падении тел, движении еще наполовину обусловленном и лишь полусвободном, должна быть но этому второму моменту понимаема, как сила природы, так что её отношение определяется природою времени и пространства, и потому тяжести присуща спецификация, степенное отношение; а то простое прямое отношение выражает собою лишь механическое соответствие времени и пространства, формальную, внешним образом произведенную и определенную скорость.

3. Мера определила себя тем самым, как специфицированное отношение величины, которое, как качественное, имеет в нём обычное внешнее определенное количество; но последнее не есть определенное количество вообще, а по существу момент определения отношения, как такового; оно есть показатель и, как непосредственная определенность, неизменяющийся показатель, следовательно показатель уже упомянутого выше прямого отношения тех качеств, которыми вместе с тем взаимно определяется специфически отношение величины. Это прямое отношение в приведенном примере меры падения тел есть предвзятое, принимаемое, как данное; но, как сказано, оно в этом движении еще не существует. Но на нём основывается дальнейшее определение, по которому мера лишь таким путем реализуется, что оба её члена суть меры, различающиеся одна, как непосредственная, внешняя, и другая, как специфицированная в себе, и что мера есть их единица. Как такая единица, мера содержит в себе отношение, в котором величины определяются природою качеств и положены, как различные, так что их определенность совершенно имманентна и самостоятельна и вместе с тем вобрана в бытие для себя непосредственного определенного количества, показателя прямого отношения; его самоопределение тем самым отрицается, так как в этом своем другом он обладает последнею, сущею для себя определенностью; и наоборот, непосредственная мера, которая в ней самой должна быть качественною, лишь в нём есть поистине качественная определенность. Эта отрицательная единица есть реальное бытие для себя, категория нечто, как единства качеств, состоящих в отношении меры, — полная самостоятельность. Непосредственно оба отношения, оказавшиеся двумя различными отношениями, дают и двойное существование; или, правильнее, такое самостоятельное целое, как бытие для себя, есть вообще вместе с тем распадение на различные самостоятельные целые, качественная природа и устойчивость (материальность) которых заключается в определенности их мер.