Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/299

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 262 —

И именно оно есть, такимъ образомъ, конкретное, опосредованное собою внутри его самого черезъ отрицаніе всякихъ опредѣленій. Какъ такое опосредованіе, оно содержитъ въ себѣ отрицаніе и отношеніе, и то, что называется состояніемъ, есть его имманентное, относящееся къ себѣ различеніе; именно внѣшность и ея исчезаніе превращаетъ единство бытія въ безразличіе и оказывается поэтому внутри его, вслѣдствіе чего оно перестаетъ быть только субстратомъ и только отвлеченнымъ въ немъ самомъ.

В.

Безразличіе, какъ обратное отношеніе евоихъ факторовъ.

Теперь надо посмотрѣть, какимъ образомъ это опредѣленіе безразличія положено въ немъ самомъ и тѣмъ самымъ, какъ сущее для себя.

1. Устраненіе считавшихся первоначально самостоятельными отношеній мѣры обосновываетъ одинъ ихъ субстратъ; послѣдній есть ихъ продолжаемость одного въ другомъ и тѣмъ самымъ то неотдѣлимое самостоятельное, которое всецѣло дано въ своихъ различеніяхъ. Такое различеніе обусловливается содержащимися въ немъ опредѣленіями, качествомъ и количествомъ, и все дѣло лишь въ томъ, какъ они въ немъ положены. Но это опредѣляется тѣмъ, что субстратъ положенъ ближайшимъ образомъ, какъ результатъ и опосредованіе въ себѣ, послѣднее же еще не положено въ немъ, какъ таковое; вслѣдствіе чего онъ есть ближайшимъ образомъ субстратъ и въ смыслѣ опредѣленности — безразличіе.

Поэтому различіе есть въ послѣдней по существу прежде всего количественное, внѣшнее; и даны два различныхъ опредѣленныхъ количества одного итого же субстрата, который, такимъ образомъ, опредѣляется, какъ ихъ сумма, т.-е. самъ какъ опредѣленное количество. Но безразличіе есть такая устойчивая мѣра, сущая въ себѣ абсолютная граница лишь по отношенію къ этому различенію, такъ что сама въ ней она не есть опредѣленное количество и никоимъ образомъ не противостоитъ, какъ сумма или даже какъ показатель, чему-либо другому, будь то суммы или безразличія. Безразличію свойственна лишь отвлеченная опредѣленность; оба опредѣленныя количества, чтобы быть положенными въ немъ, какъ моменты, должны быть измѣнчивыми, безразличными, бо́льшими или меньшими одно относительно другого. Но связанныя устойчивою границею ихъ суммы они относятся одно къ другому не внѣшнимъ образомъ, а отрицательно, что образуетъ собою связывающее ихъ качественное опредѣленіе. Поэтому они находятся одно къ другому въ обратномъ отношеніи. Отъ разсмотрѣннаго ранѣе формальнаго обратнаго отношенія это отношеніе отличается тѣмъ, что здѣсь цѣлое есть реальный субстратъ, и что каждый изъ обоихъ членовъ положенъ такъ, чтобы быть въ себѣ самомъ этимъ цѣлымъ.

Далѣе по вышеуказанной качественной опредѣленности различеніе есть различеніе двухъ качествъ, изъ которыхъ одно снимается черезъ другое, но, какъ содержащееся въ одномъ единствѣ и составляющее его, нераздѣльно съ


Тот же текст в современной орфографии

И именно оно есть, таким образом, конкретное, опосредованное собою внутри его самого через отрицание всяких определений. Как такое опосредование, оно содержит в себе отрицание и отношение, и то, что называется состоянием, есть его имманентное, относящееся к себе различение; именно внешность и её исчезание превращает единство бытия в безразличие и оказывается поэтому внутри его, вследствие чего оно перестает быть только субстратом и только отвлеченным в нём самом.

В.

Безразличие, как обратное отношение евоих факторов.

Теперь надо посмотреть, каким образом это определение безразличия положено в нём самом и тем самым, как сущее для себя.

1. Устранение считавшихся первоначально самостоятельными отношений меры обосновывает один их субстрат; последний есть их продолжаемость одного в другом и тем самым то неотделимое самостоятельное, которое всецело дано в своих различениях. Такое различение обусловливается содержащимися в нём определениями, качеством и количеством, и всё дело лишь в том, как они в нём положены. Но это определяется тем, что субстрат положен ближайшим образом, как результат и опосредование в себе, последнее же еще не положено в нём, как таковое; вследствие чего он есть ближайшим образом субстрат и в смысле определенности — безразличие.

Поэтому различие есть в последней по существу прежде всего количественное, внешнее; и даны два различных определенных количества одного итого же субстрата, который, таким образом, определяется, как их сумма, т. е. сам как определенное количество. Но безразличие есть такая устойчивая мера, сущая в себе абсолютная граница лишь по отношению к этому различению, так что сама в ней она не есть определенное количество и никоим образом не противостоит, как сумма или даже как показатель, чему-либо другому, будь то суммы или безразличия. Безразличию свойственна лишь отвлеченная определенность; оба определенные количества, чтобы быть положенными в нём, как моменты, должны быть изменчивыми, безразличными, бо́льшими или меньшими одно относительно другого. Но связанные устойчивою границею их суммы они относятся одно к другому не внешним образом, а отрицательно, что образует собою связывающее их качественное определение. Поэтому они находятся одно к другому в обратном отношении. От рассмотренного ранее формального обратного отношения это отношение отличается тем, что здесь целое есть реальный субстрат, и что каждый из обоих членов положен так, чтобы быть в себе самом этим целым.

Далее по вышеуказанной качественной определенности различение есть различение двух качеств, из которых одно снимается через другое, но, как содержащееся в одном единстве и составляющее его, нераздельно с