Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/42

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 33 —

ніе такъ, что въ результатѣ получается нуль; но въ нихъ дано также ихъ тожественное отношеніе, которое безразлично къ самой противоположности; такимъ образомъ, они образуютъ одно. Какъ были упомянуто о суммѣ денегъ, она есть лишь одна сумма или а, одно а и въ и въ — а; равнымъ образомъ путь есть лишь одна часть пути, а не два пути, одинъ на востокъ, а другой на западъ. Также точно ордината у одна и та же, на какой бы сторонѣ оси она вн была взята; въ этомъ смыслѣ + у — у = у; это лишь ордината, лишь ея опредѣленіе и законъ.

Но далѣе два противоположныхъ суть не одно безразличное, а два безразличныхъ. Какъ противоположныя, они суть также рефлектированныя въ себя и такимъ образомъ остаются различными.

Такъ, въ выраженіи — 8 + 3 дано вообще одиннадцать единицъ; 4~ у и — У суть ордината на противоположныхъ сторонахъ оси, на которыхъ каждая есть существованіе, безразличное къ этой границѣ и къ ея противоположности; такнмъ образомъ+ у — у — Чу. Равнымъ образомъ, путь, сдѣланный на востокъ и на западъ, есть сумма двойного усилія или сумма двухъ періодовъ времени. Точно также въ государственной экономіи опредѣленное количество денегъ или цѣнностей есть не только это одно количество, какъ средство существованія, но оно удвоено; оно есть средство существованія и для заимодавца, и для должника. Государственное имущество исчисляется не только, какъ сумма наличныхъ денегъ и другихъ недвижимыхъ и движимыхъ цѣнностей, существующихъ въ государствѣ, еще менѣе, какъ сумма, остающаяся свободною по отнятіи пассивнаго имущества отъ активнаго, но капиталъ, хотя бы его активное и пассивное опредѣленіе сводилось къ нулю, остается, во-первыхъ, положительнымъ капиталомъ, какъ + а — а — а; а, во-вторыхъ, поскольку онъ разнообразнымъ способомъ является пассивнымъ, даннымъ и снова даннымъ въ заемъ, онъ оказывается тѣмъ самымъ весьма разнообразнымъ средствомъ.

Но противоположныя величины не. только съ одной стороны вообще противоположны, а съ другой реальны или безразличны; но хотя опредѣленное количество есть само безразлично ограниченное бытіе, ему присуще также положительное въ себѣ и отрицательное въ себѣ.

Напримѣръ, а, поскольку оно не имѣетъ знака, считается за положительное, если передъ нимъ требуется поставить знакъ. Если бы оно было противоположнымъ вообще, то его одинаково можно бы было принять и за — а. Но положительный знакъ дается ему непосредственно, такъ какъ положительное имѣетъ для себя своеобразное значеніе непосредственнаго, какъ тожественнаго себѣ въ отличіе отъ противоположенія.

Далѣе, когда положительныя и отрицательныя величины складываются или вычитаются, то онѣ считаются за положительныя и отрицательныя для себя, а не становятся такими лишь черезъ отношеніе сложенія или вычитанія, внѣшнимъ способомъ. Въ выраженіи 8 — ( — 3) первый минусъ противополагается 8-ми, а второй минусъ ( — 3) есть противоположный въ себѣ, внѣ этого отношенія.


Тот же текст в современной орфографии

ние так, что в результате получается нуль; но в них дано также их тожественное отношение, которое безразлично к самой противоположности; таким образом, они образуют одно. Как были упомянуто о сумме денег, она есть лишь одна сумма или а, одно а и в и в — а; равным образом путь есть лишь одна часть пути, а не два пути, один на восток, а другой на запад. Также точно ордината у одна и та же, на какой бы стороне оси она вн была взята; в этом смысле + у — у = у; это лишь ордината, лишь её определение и закон.

Но далее два противоположных суть не одно безразличное, а два безразличных. Как противоположные, они суть также рефлектированные в себя и таким образом остаются различными.

Так, в выражении — 8 + 3 дано вообще одиннадцать единиц; 4~ у и — У суть ордината на противоположных сторонах оси, на которых каждая есть существование, безразличное к этой границе и к её противоположности; такнм образом+ у — у — Чу. Равным образом, путь, сделанный на восток и на запад, есть сумма двойного усилия или сумма двух периодов времени. Точно также в государственной экономии определенное количество денег или ценностей есть не только это одно количество, как средство существования, но оно удвоено; оно есть средство существования и для заимодавца, и для должника. Государственное имущество исчисляется не только, как сумма наличных денег и других недвижимых и движимых ценностей, существующих в государстве, еще менее, как сумма, остающаяся свободною по отнятии пассивного имущества от активного, но капитал, хотя бы его активное и пассивное определение сводилось к нулю, остается, во-первых, положительным капиталом, как + а — а — а; а, во-вторых, поскольку он разнообразным способом является пассивным, данным и снова данным в заем, он оказывается тем самым весьма разнообразным средством.

Но противоположные величины не. только с одной стороны вообще противоположны, а с другой реальны или безразличны; но хотя определенное количество есть само безразлично ограниченное бытие, ему присуще также положительное в себе и отрицательное в себе.

Например, а, поскольку оно не имеет знака, считается за положительное, если перед ним требуется поставить знак. Если бы оно было противоположным вообще, то его одинаково можно бы было принять и за — а. Но положительный знак дается ему непосредственно, так как положительное имеет для себя своеобразное значение непосредственного, как тожественного себе в отличие от противоположения.

Далее, когда положительные и отрицательные величины складываются или вычитаются, то они считаются за положительные и отрицательные для себя, а не становятся такими лишь через отношение сложения или вычитания, внешним способом. В выражении 8 — ( — 3) первый минус противополагается 8-ми, а второй минус ( — 3) есть противоположный в себе, вне этого отношения.