Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/74

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 65 —

положенія. Какъ положеніе же, основаніе само возвратилось въ свое основаніе; оно есть обоснованное, имѣющее нѣкоторое другое основаніе. Послѣднее поэтому опредѣляетъ себя такъ, что оно, во-первыхъ, есть тожественное съ реальнымъ основаніемъ, какъ съ обоснованнымъ имъ; обѣ стороны имѣютъ по этому опредѣленію одно и то же содержаніе; два опредѣленія содержанія и ихъ связь въ нѣчто находятся также въ новомъ основаніи. Но, во-вторыхъ, новое основаніе, въ которомъ снимается эта лишь внѣшняя связь, есть, какъ ея рефлексія въ себя, абсолютное отношеніе двухъ опредѣленій содержанія.

Возвратъ рельнаго основанія въ свое основаніе приводитъ къ возстановленію въ немъ тожества основанія и обоснованнаго или формальнаго основанія. Возникшее (вновь) отношеніе основанія есть поэтому полное, содержащее въ себѣ вмѣстѣ формальное и реальное основаніе и опосредывающее противоположенныя въ послѣднемъ непосредственныя опредѣленія содержанія.

2. Тѣмъ самымъ отношеніе основанія опредѣляется ближе слѣдующимъ образомъ. Во-первыхъ, нѣчто имѣетъ нѣкоторое основаніе; оно содержитъ въ себѣ то опредѣленіе содержанія, которое есть основаніе, и еще второе, какъ положенное имъ. Но какъ безразличное содержаніе, первое не есть въ немъ самомъ основаніе, а второе не есть въ немъ самомъ обоснованное, а это отношеніе снято или положено въ непосредственности содержанія и, какъ таковое, имѣетъ свое основаніе въ чемъ-то другомъ. Это второе отношеніе, какъ различенное лишь по формѣ, имѣетъ такое же содержаніе, какъ и первое, а именно оба опредѣленія содержанія, но есть ихъ непосредственная связь. Но такъ какъ связываемое имѣетъ вообще различное содержаніе и тѣмъ самымъ взаимно безразличное опредѣленіе, то эта связь не есть по истинѣ ихъ абсолютное отношеніе, въ силу котораго одно изъ опредѣленій было бы тожественнымъ себѣ въ положеніи, а другое лишь этимъ положеніемъ того же самаго тожества; но нѣкоторое нѣчто служитъ ихъ носителемъ и составляетъ ихъ не рефлектированное, а лишь непосредственное отношеніе, которое поэтому есть лишь относительное основаніе того, что они связаны въ данномъ, а не въ другомъ нѣчто. Оба нѣчто оказались, такимъ образомъ, двумя различенными отношеніями содержанія. Они стоятъ въ тожественномъ формальномъ отношеніи основанія; они суть одно и то же все содержаніе, именно два опредѣленія содержанія и ихъ отношеніе; они отличаются лишь способомъ этого отношенія, которое въ одномъ есть отношеніе непосредственное, а въ другомъ — положенное, вслѣдствіе чего одно отличается отъ другого лишь по формѣ, какъ основаніе необоснованное. Во-вторыхъ, это отношеніе основанія не только формально, но и реально. Формальное основаніе, какъ показано, переходитъ въ реальное; моменты формы рефлектируютъ себя въ себя самихъ; они суть нѣкоторое самостоятельное содержаніе, и отношеніе основанія содержитъ въ себѣ также свое особое содержаніе, какъ основаніе, и особое, какъ обоснованное. Содержаніе образуетъ собою во-первыхъ непосредственное тожество обѣихъ сторонъ формальнаго основанія такъ, что онѣ имѣютъ одно и то же содержаніе. Но оно имѣетъ также форму въ немъ самомъ и есть такимъ об


Тот же текст в современной орфографии

положения. Как положение же, основание само возвратилось в свое основание; оно есть обоснованное, имеющее некоторое другое основание. Последнее поэтому определяет себя так, что оно, во-первых, есть тожественное с реальным основанием, как с обоснованным им; обе стороны имеют по этому определению одно и то же содержание; два определения содержания и их связь в нечто находятся также в новом основании. Но, во-вторых, новое основание, в котором снимается эта лишь внешняя связь, есть, как её рефлексия в себя, абсолютное отношение двух определений содержания.

Возврат рельного основания в свое основание приводит к восстановлению в нём тожества основания и обоснованного или формального основания. Возникшее (вновь) отношение основания есть поэтому полное, содержащее в себе вместе формальное и реальное основание и опосредывающее противоположенные в последнем непосредственные определения содержания.

2. Тем самым отношение основания определяется ближе следующим образом. Во-первых, нечто имеет некоторое основание; оно содержит в себе то определение содержания, которое есть основание, и еще второе, как положенное им. Но как безразличное содержание, первое не есть в нём самом основание, а второе не есть в нём самом обоснованное, а это отношение снято или положено в непосредственности содержания и, как таковое, имеет свое основание в чём-то другом. Это второе отношение, как различенное лишь по форме, имеет такое же содержание, как и первое, а именно оба определения содержания, но есть их непосредственная связь. Но так как связываемое имеет вообще различное содержание и тем самым взаимно безразличное определение, то эта связь не есть по истине их абсолютное отношение, в силу которого одно из определений было бы тожественным себе в положении, а другое лишь этим положением того же самого тожества; но некоторое нечто служит их носителем и составляет их не рефлектированное, а лишь непосредственное отношение, которое поэтому есть лишь относительное основание того, что они связаны в данном, а не в другом нечто. Оба нечто оказались, таким образом, двумя различенными отношениями содержания. Они стоят в тожественном формальном отношении основания; они суть одно и то же всё содержание, именно два определения содержания и их отношение; они отличаются лишь способом этого отношения, которое в одном есть отношение непосредственное, а в другом — положенное, вследствие чего одно отличается от другого лишь по форме, как основание необоснованное. Во-вторых, это отношение основания не только формально, но и реально. Формальное основание, как показано, переходит в реальное; моменты формы рефлектируют себя в себя самих; они суть некоторое самостоятельное содержание, и отношение основания содержит в себе также свое особое содержание, как основание, и особое, как обоснованное. Содержание образует собою во-первых непосредственное тожество обеих сторон формального основания так, что они имеют одно и то же содержание. Но оно имеет также форму в нём самом и есть таким об