Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 2 - 1916.djvu/90

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 81 —

свойство вещи есть отрицательность рефлексіи, черезъ которую осуществленіе вообще становится осуществленнымъ и, какъ простое тожество съ собою, вещью въ себѣ. Но отрицательность рефлексіи, снятое опосредованіе, есть по существу само опосредованіе и отношеніе; но не къ другому вообще, какъ качество, которое есть не рефлектированная опредѣленность, а отношеніе къ себѣ, какъ къ другому; иначе опосредованіе, которое есть непосредственно также тожество съ собою. Отвлеченная вещь въ себѣ есть сама это возвратившееся въ себя изъ другого отношеніе; тѣмъ самымъ она опредѣлена въ себѣ самой; но ея опредѣленность есть состояніе (ВезсЬайепЬеіі), которое, какъ таковое, есть само опредѣленіе и, какъ отношеніе къ другому, не переходитъ въ инобытіе и чуждо измѣненію.

Нѣкоторая вещь имѣетъ свойства; они суть, во-первыхъ, ея опредѣленныя отношенія къ другому; свойство дано лишь какъ нѣкоторый способъ взаимнаго отношенія; оно есть поэтому внѣшняя рефлексія и сторона положенія вещи. Но, во-вторыхъ, вещь въ этомъ положеніи есть въ себѣ; она сохраняется въ отношеніи къ другому; она есть, такимъ образомъ, все же лишь нѣкоторая поверхность, вмѣстѣ съ которою осуществленіе предается становленію бытія и измѣненію; поэтому свойство въ ней не теряется.. Вещь имѣетъ свойство, состоящее въ томъ, чтобы производить въ другомъ то или иное и обнаруживать себя своеобразнымъ способомъ въ своемъ отношеніи. Она проявляетъ это свойство лишь при условіи нѣкотораго соотвѣтственнаго состоянія другой вещи, но это свойство вмѣстѣ съ тѣмъ своеобразно для нея и есть ея тожественная себѣ основа; потому это рефлектированное качество именуется свойствомъ. Вещь переходитъ въ немъ во внѣшность, но свойство въ ней сохраняется. Черезъ евои свойства вещь становится причиною, а причина состоитъ въ томъ, чтобы сохранять себя, какъ дѣйствіе. Но здѣсь вещь опредѣлена, лишь какъ покоящаяся вещь со многими свойствами, а не какъ дѣйствительная причина; первая есть лишь сущая въ себѣ, а не есть сама полагающая рефлексія своихъ опредѣленій.

Такимъ образомъ, вещь въ себѣ, какъ это выяснилось, есть по существу не только такая вещь въ себѣ, свойства которой суть положеніе внѣшней рефлексіи, но они суть ея собственныя опредѣленія, черезъ которыя она относится опредѣленнымъ образомъ; она не есть нѣкоторая находящаяся по ту сторону ея внѣшняго осуществленія неопредѣленная основа, но дана въ своихъ свойствахъ, какъ основаніе, т.-е. какъ тожество еъ собою въ своемъ положеніи; но вмѣстѣ съ тѣмъ она дана, какъ обусловленное основаніе, т.-е. ея положеніе есть равнымъ образомъ внѣшняя себѣ рефлексія; она лишь постольку рефлектя-рована въ себѣ и есть въ себѣ, поскольку она внѣшня. Чрезъ осуществленіе вещь въ себѣ вступаетъ во внѣшнія отношенія, и осуществленіе состоитъ въ этой внѣшности; оно есть непосредственность бытія, и тѣмъ самымъ вещь подвержена измѣненію; но оно есть также рефлектированная непосредственность основанія и потому вещь есть въ себѣ въ своемъ измѣненіи. Это упоминаніе объ отношеніи основанія не должно быть, однако, принимаемо здѣсь въ томъ смыслѣ, чтобы вещь вообще была опредѣлена, опредѣлена какъ основаніе своихъ свойствъ;


Тот же текст в современной орфографии

свойство вещи есть отрицательность рефлексии, через которую осуществление вообще становится осуществленным и, как простое тожество с собою, вещью в себе. Но отрицательность рефлексии, снятое опосредование, есть по существу само опосредование и отношение; но не к другому вообще, как качество, которое есть не рефлектированная определенность, а отношение к себе, как к другому; иначе опосредование, которое есть непосредственно также тожество с собою. Отвлеченная вещь в себе есть сама это возвратившееся в себя из другого отношение; тем самым она определена в себе самой; но её определенность есть состояние (ВезсЬайепЬеиі), которое, как таковое, есть само определение и, как отношение к другому, не переходит в инобытие и чуждо изменению.

Некоторая вещь имеет свойства; они суть, во-первых, её определенные отношения к другому; свойство дано лишь как некоторый способ взаимного отношения; оно есть поэтому внешняя рефлексия и сторона положения вещи. Но, во-вторых, вещь в этом положении есть в себе; она сохраняется в отношении к другому; она есть, таким образом, всё же лишь некоторая поверхность, вместе с которою осуществление предается становлению бытия и изменению; поэтому свойство в ней не теряется.. Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы производить в другом то или иное и обнаруживать себя своеобразным способом в своем отношении. Она проявляет это свойство лишь при условии некоторого соответственного состояния другой вещи, но это свойство вместе с тем своеобразно для неё и есть её тожественная себе основа; потому это рефлектированное качество именуется свойством. Вещь переходит в нём во внешность, но свойство в ней сохраняется. Через евои свойства вещь становится причиною, а причина состоит в том, чтобы сохранять себя, как действие. Но здесь вещь определена, лишь как покоящаяся вещь со многими свойствами, а не как действительная причина; первая есть лишь сущая в себе, а не есть сама полагающая рефлексия своих определений.

Таким образом, вещь в себе, как это выяснилось, есть по существу не только такая вещь в себе, свойства которой суть положение внешней рефлексии, но они суть её собственные определения, через которые она относится определенным образом; она не есть некоторая находящаяся по ту сторону её внешнего осуществления неопределенная основа, но дана в своих свойствах, как основание, т. е. как тожество еъ собою в своем положении; но вместе с тем она дана, как обусловленное основание, т. е. её положение есть равным образом внешняя себе рефлексия; она лишь постольку рефлектя-рована в себе и есть в себе, поскольку она внешня. Чрез осуществление вещь в себе вступает во внешние отношения, и осуществление состоит в этой внешности; оно есть непосредственность бытия, и тем самым вещь подвержена изменению; но оно есть также рефлектированная непосредственность основания и потому вещь есть в себе в своем изменении. Это упоминание об отношении основания не должно быть, однако, принимаемо здесь в том смысле, чтобы вещь вообще была определена, определена как основание своих свойств;