Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/107

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 98 —

3. Въ этомъ умозаключеніи однако субъективно еще то, что это тожество есть еще субстанціальное или тожество содержанія, а не тожество вмѣстѣ съ тѣмъ формы. Поэтому тожество понятія есть еще внутренняя связь и тѣмъ самымъ еще отношеніе необходимости; общность средняго термина есть упроченное, положительное содержаніе, а не есть также отрицательность его крайнихъ терминовъ.

Ближайшимъ образомъ непосредственность этого умозаключенія, которое еще не положено, какъ то, что оно есть въ себѣ, такова. Непосредственное въ умозаключеніи есть собственно единичное. Послѣднее подчинено своему роду, какъ средній терминъ; но роду подчинены также еще другія неопредѣленно многія единичныя; поэтому оказывается случайнымъ, что лишь это единичное положено, какъ подчиненное роду. Но эта случайность свойственна далѣе нетолько внѣшней рефлексіи, которая находитъ случайнымъ входящее въ составъ умозаключенія единичное по сравненію съ другими; напротивъ, такъ какъ оно само отнесено къ среднему термину, какъ къ своей объективной общности, оно положено, какъ случайное, какъ субъективная дѣйствительность. Съ другой стороны, такъ какъ субъектъ есть нѣкоторое непосредственное единичное, то онъ содержитъ въ себѣ опредѣленія, которыя не содержатся въ среднемъ терминѣ, какъ въ общей природѣ; тѣмъ самымъ субъектъ имѣетъ нѣкоторое безразличное къ послѣднему, опредѣленное для себя осуществленіе, обладающее своеобразнымъ содержаніемъ. Поэтому и наоборотъ, этотъ другой терминъ имѣетъ относительно перваго безразличную непосредственность и отдѣльное осуществленіе. Это же отношеніе имѣетъ также мѣсто между среднимъ и другимъ крайнимъ терминомъ; ибо послѣднему также свойственно опредѣленіе непосредственности, стало-быть, нѣкотораго случайнаго бытія относительно своего средняго термина.

То, что тѣмъ самымъ положено въ категорическомъ умозаключеніи, суть съ одной стороны крайніе термины въ такомъ отношеніи къ среднему, что они въ себѣ обладаютъ объективною общностью или самостоятельною природою и вмѣстѣ съ тѣмъ суть непосредственныя, слѣдовательно, взаимно безразличныя дѣйствительности. Съ другой же стороны они также случайны, или иначе ихъ непосредственность опредѣлена, какъ снятая въ ихъ тожествѣ. Но послѣднее въ силу сказанной самостоятельности и полноты дѣйствительности есть лишь формальное, внутреннее; тѣмъ самымъ умозаключеніе необходимости опредѣлило себя, какъ условное (гипотетическое).

Ь. Условное умозаключеніе.

1. Условное сужденіе содержитъ въ себѣ лишь необходимое отношеніе безъ непосредственности того, что соотносится. Если есть А, то есть Б; или иначе бытіе А есть таже бытіе нѣкотораго другого, Б; тѣмъ самымъ еще не сказано, есть ли А и есть ли Б. Условное умозаключеніе присоединяетъ къ сужденію эту непосредственность бытія:

Если есть А, то есть Б,


Тот же текст в современной орфографии

3. В этом умозаключении однако субъективно еще то, что это тожество есть еще субстанциальное или тожество содержания, а не тожество вместе с тем формы. Поэтому тожество понятия есть еще внутренняя связь и тем самым еще отношение необходимости; общность среднего термина есть упроченное, положительное содержание, а не есть также отрицательность его крайних терминов.

Ближайшим образом непосредственность этого умозаключения, которое еще не положено, как то, что оно есть в себе, такова. Непосредственное в умозаключении есть собственно единичное. Последнее подчинено своему роду, как средний термин; но роду подчинены также еще другие неопределенно многие единичные; поэтому оказывается случайным, что лишь это единичное положено, как подчиненное роду. Но эта случайность свойственна далее нетолько внешней рефлексии, которая находит случайным входящее в состав умозаключения единичное по сравнению с другими; напротив, так как оно само отнесено к среднему термину, как к своей объективной общности, оно положено, как случайное, как субъективная действительность. С другой стороны, так как субъект есть некоторое непосредственное единичное, то он содержит в себе определения, которые не содержатся в среднем термине, как в общей природе; тем самым субъект имеет некоторое безразличное к последнему, определенное для себя осуществление, обладающее своеобразным содержанием. Поэтому и наоборот, этот другой термин имеет относительно первого безразличную непосредственность и отдельное осуществление. Это же отношение имеет также место между средним и другим крайним термином; ибо последнему также свойственно определение непосредственности, стало быть, некоторого случайного бытия относительно своего среднего термина.

То, что тем самым положено в категорическом умозаключении, суть с одной стороны крайние термины в таком отношении к среднему, что они в себе обладают объективною общностью или самостоятельною природою и вместе с тем суть непосредственные, следовательно, взаимно безразличные действительности. С другой же стороны они также случайны, или иначе их непосредственность определена, как снятая в их тожестве. Но последнее в силу сказанной самостоятельности и полноты действительности есть лишь формальное, внутреннее; тем самым умозаключение необходимости определило себя, как условное (гипотетическое).

Ь. Условное умозаключение.

1. Условное суждение содержит в себе лишь необходимое отношение без непосредственности того, что соотносится. Если есть А, то есть Б; или иначе бытие А есть таже бытие некоторого другого, Б; тем самым еще не сказано, есть ли А и есть ли Б. Условное умозаключение присоединяет к суждению эту непосредственность бытия:

Если есть А, то есть Б,