Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 150 —

отношеній рефлексіи и формальнаго понятія, совершенно теряетъ всѣ свои мысли; вездѣприсутствіе простого въ многообразной внѣшности есть для рефлексіи абсолютное противорѣчіе, и поскольку она вмѣстѣ съ тѣмъ должна усвоить его изъ воспріятія жизни и, стало быть, признать дѣйствительность этой идеи, — непонятная тайна, ибо рефлексія не схватываетъ понятія, и для нея понятіе не есть субстанція жизни. Но простая жизнь не только вездѣприсуща, а есть совершенно существованіе и имманентная субстанція своей объективности, однако, какъ субъективная субстанція, — побужденіе и при томъ специфическое побужденіе частнаго различенія, а также по существу единое и общее побужденіе того специфическаго, которое возвращаетъ эти частности къ единству и сохраняетъ ихъ въ немъ. Жизнь есть относящаяся къ себѣ, сущая для себя жизнь, душа, лишь какъ это отрицательное единство своей объективности и своего порозненія. Тѣмъ самымъ она есть по существу единичное, относящееся къ объективности, какъ къ нѣкоторому другому, къ нѣкоторой неживой матеріи. Первоначальное сужденіе жизни состоитъ поэтому въ томъ, что она отдѣляетъ себя, какъ индивидуальный субъектъ, отъ объективности, и заявляя себя, какъ отрицательное единство понятія, образуетъ предположеніе нѣкоторой непосредственной объективности.

Поэтому жизнь должна быть разсматриваема, во-первыхъ, какъ живое недѣлимое, сущая для себя субъективная цѣлостность, предположенная безразличною относительно противостоящей ей, какъ безразличная, объективности.

Во-вторыхъ, она есть жизненный процессъ, направленный къ тому, чтобы снять свое предположеніе, положить противостоящую ей безразличную объективность, какъ отрицательную, и осуществить себя, какъ ея мощь и отрицательное единство. Тѣмъ самымъ жизнь обращаетъ себя въ общее, которое есть единство .ея самой и ея другого. Жизнь есть поэтому,

въ-третьихъ, процессъ рода, направленный къ тому, чтобы снять свою единичность и относиться къ своему объективному существованію, какъ себѣ самому. Этотъ процессъ есть тѣмъ самымъ, съ одной стороны, возвратъ къ своему понятію и повтореніе перваго раздѣленія, становленіе нѣкоторой новой и смерть первой непосредственной индивидуальности; а съ другой стороны, возвратившееся внутрь себя понятіе жизни есть становленіе относящаго къ себѣ самому, осуществленнаго для себя, какъ общее и свободное понятіе, переходъ къ познанію.

А.

Живое недѣлимое.

1. Понятіе жизни или общая жизнь есть непосредственная идея, понятіе, которому соотвѣтствуетъ его объективность; но она соотвѣтствуетъ ему лишь постольку, поскольку оно есть отрицательное единство этой внѣшности, т.-е. поскольку оно полагаетъ себя, какъ соотвѣтствующее. Безконечное отношеніе понятія къ самому себѣ, какъ отрицательность, есть самоопредѣленіе, раздѣленіе себя внутри себя, какъ субъективная единичность, и внутри себя,


Тот же текст в современной орфографии

отношений рефлексии и формального понятия, совершенно теряет все свои мысли; вездеприсутствие простого в многообразной внешности есть для рефлексии абсолютное противоречие, и поскольку она вместе с тем должна усвоить его из восприятия жизни и, стало быть, признать действительность этой идеи, — непонятная тайна, ибо рефлексия не схватывает понятия, и для неё понятие не есть субстанция жизни. Но простая жизнь не только вездеприсуща, а есть совершенно существование и имманентная субстанция своей объективности, однако, как субъективная субстанция, — побуждение и при том специфическое побуждение частного различения, а также по существу единое и общее побуждение того специфического, которое возвращает эти частности к единству и сохраняет их в нём. Жизнь есть относящаяся к себе, сущая для себя жизнь, душа, лишь как это отрицательное единство своей объективности и своего порознения. Тем самым она есть по существу единичное, относящееся к объективности, как к некоторому другому, к некоторой неживой материи. Первоначальное суждение жизни состоит поэтому в том, что она отделяет себя, как индивидуальный субъект, от объективности, и заявляя себя, как отрицательное единство понятия, образует предположение некоторой непосредственной объективности.

Поэтому жизнь должна быть рассматриваема, во-первых, как живое неделимое, сущая для себя субъективная целостность, предположенная безразличною относительно противостоящей ей, как безразличная, объективности.

Во-вторых, она есть жизненный процесс, направленный к тому, чтобы снять свое предположение, положить противостоящую ей безразличную объективность, как отрицательную, и осуществить себя, как её мощь и отрицательное единство. Тем самым жизнь обращает себя в общее, которое есть единство .её самой и её другого. Жизнь есть поэтому,

в-третьих, процесс рода, направленный к тому, чтобы снять свою единичность и относиться к своему объективному существованию, как себе самому. Этот процесс есть тем самым, с одной стороны, возврат к своему понятию и повторение первого разделения, становление некоторой новой и смерть первой непосредственной индивидуальности; а с другой стороны, возвратившееся внутрь себя понятие жизни есть становление относящего к себе самому, осуществленного для себя, как общее и свободное понятие, переход к познанию.

А.

Живое неделимое.

1. Понятие жизни или общая жизнь есть непосредственная идея, понятие, которому соответствует его объективность; но она соответствует ему лишь постольку, поскольку оно есть отрицательное единство этой внешности, т. е. поскольку оно полагает себя, как соответствующее. Бесконечное отношение понятия к самому себе, как отрицательность, есть самоопределение, разделение себя внутри себя, как субъективная единичность, и внутри себя,