Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 3 - 1916.djvu/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 17 —

щаго себѣ и истиннаго существованія, ибо это положеніе есть само бытіе въ себѣ и для себя. Это положеніе образуетъ различеніе понятія въ немъ самомъ; его различенія, поскольку оно непосредственно есть бытіе въ себѣ и для себя, суть сами полное понятіе; они общи въ ихъ опредѣленности и тожественны со своимъ отрицаніемъ.

Теперь мы достигли самого .понятія понятія. Но это еще только его понятіе, или, иначе, понятіе само есть еще только понятіе. Такъ какъ оно есть бытіе въ себѣ и для себя, поскольку оно есть положеніе или абсолютная субстанція, поскольку оно обнаруживаетъ необходимость различаемыхъ субстанцій, какъ тожество, то это тожество должно быть самоположеніемъ того, что оно есть. Моменты движенія отношенія субстанціальности, черезъ которое становится понятіе, и изображенная черезъ это реальность находится лишь въ переходѣ къ понятію, она еще не есть свое собственное, происходящее изъ понятія опредѣленіе; она падаетъ еще въ сферу необходимости, своимъ же можетъ въ немъ быть лишь его свободное опредѣленіе, существованіе, въ которомъ оно тожественно съ собою, моменты котораго суть понятія и положены черезъ него само.

Поэтому понятіе, во-первыхъ, есть лишь въ себѣ истина; такъ какъ оно есть только нѣчто внутреннее, то оно есть также только нѣчто внѣшнее. Оно есть, во-первыхъ, вообще нѣчто непосредственное, и въ этомъ видѣ его моменты имѣютъ форму непосредственныхъ, твердыхъ опредѣленій. Оно является, какъ опредѣленное понятіе, какъ сфера простого разсудка. Такъ какъ эта форма непосредственности есть еще несоотвѣтствующее его природѣ существованіе, ибо оно есть лишь къ себѣ самому относящееся свободное, то она есть нѣкоторая внѣшняя форма, въ которой понятіе можетъ считаться не сущимъ въ себѣ и для себя, а лишь положеннымъ или чѣмъ-то субъективнымъ. Видъ непосредственнаго понятія образуетъ ту точку зрѣнія, съ которой понятіе есть субъективное мышленіе, нѣкоторая внѣшняя для вещи рефлексія. Эта ступень образуетъ собою поэтому субъективность или формальное понятіе. Его внѣшность проявляется въ твердомъ бытіи его опредѣленій, вслѣдствіе чего каждое выступаетъ для себя, какъ нѣчто отдѣльное, качественное, состоящее лишь во внѣшнемъ отношеніи къ своему другому. Но тожество понятія, которое именно и есть внутренняя или субъективная его сущность, приводитъ его въ діалектическое движеніе, черезъ которое снимается его отдѣльность, а съ тѣмъ вмѣстѣ отдѣленіе понятія отъ вещи, и, какъ его истина, возникаетъ полнота, образующая собою объективное понятіе.

Во-вторыхъ. Понятіе въ своей объективности есть сама сущая въ себѣ и для себя вещь. Черезъ свое необходимое дальнѣйшее опредѣленіе формальное понятіе обращаетъ само себя въ вещь и тѣмъ самымъ утрачиваетъ отношеніе субъективности и внѣшности къ ней. Иначе, наоборотъ, объективность есть выступившее изъ своей внутренности и перешедшее .въ существованіе реальное понятіе. Въ этомъ тожествѣ съ вещью оно имѣетъ тѣмъ- самымъ собственное и свободное существованіе. Но это еще непосредственная, еще не отрицательная свобода. Какъ единое съ вещью,


Тот же текст в современной орфографии

щего себе и истинного существования, ибо это положение есть само бытие в себе и для себя. Это положение образует различение понятия в нём самом; его различения, поскольку оно непосредственно есть бытие в себе и для себя, суть сами полное понятие; они общи в их определенности и тожественны со своим отрицанием.

Теперь мы достигли самого .понятия понятия. Но это еще только его понятие, или, иначе, понятие само есть еще только понятие. Так как оно есть бытие в себе и для себя, поскольку оно есть положение или абсолютная субстанция, поскольку оно обнаруживает необходимость различаемых субстанций, как тожество, то это тожество должно быть самоположением того, что оно есть. Моменты движения отношения субстанциальности, через которое становится понятие, и изображенная через это реальность находится лишь в переходе к понятию, она еще не есть свое собственное, происходящее из понятия определение; она падает еще в сферу необходимости, своим же может в нём быть лишь его свободное определение, существование, в котором оно тожественно с собою, моменты которого суть понятия и положены через него само.

Поэтому понятие, во-первых, есть лишь в себе истина; так как оно есть только нечто внутреннее, то оно есть также только нечто внешнее. Оно есть, во-первых, вообще нечто непосредственное, и в этом виде его моменты имеют форму непосредственных, твердых определений. Оно является, как определенное понятие, как сфера простого рассудка. Так как эта форма непосредственности есть еще несоответствующее его природе существование, ибо оно есть лишь к себе самому относящееся свободное, то она есть некоторая внешняя форма, в которой понятие может считаться не сущим в себе и для себя, а лишь положенным или чем-то субъективным. Вид непосредственного понятия образует ту точку зрения, с которой понятие есть субъективное мышление, некоторая внешняя для вещи рефлексия. Эта ступень образует собою поэтому субъективность или формальное понятие. Его внешность проявляется в твердом бытии его определений, вследствие чего каждое выступает для себя, как нечто отдельное, качественное, состоящее лишь во внешнем отношении к своему другому. Но тожество понятия, которое именно и есть внутренняя или субъективная его сущность, приводит его в диалектическое движение, через которое снимается его отдельность, а с тем вместе отделение понятия от вещи, и, как его истина, возникает полнота, образующая собою объективное понятие.

Во-вторых. Понятие в своей объективности есть сама сущая в себе и для себя вещь. Через свое необходимое дальнейшее определение формальное понятие обращает само себя в вещь и тем самым утрачивает отношение субъективности и внешности к ней. Иначе, наоборот, объективность есть выступившее из своей внутренности и перешедшее .в существование реальное понятие. В этом тожестве с вещью оно имеет тем- самым собственное и свободное существование. Но это еще непосредственная, еще не отрицательная свобода. Как единое с вещью,