Страница:Гегель Г.В.Ф. - Феноменология духа - 1913.djvu/172

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
135

единствѣ съ всеобщимъ, но ея простое единство именно поэтому опредѣляется только числомъ и оставляетъ свободнымъ качественное явленіе. Тутъ наблюденіе не можетъ выйти изъ области тонкихъ замѣчаній, интересныхъ отношеній, дружелюбной готовности идти навстрѣчу понятію. Но тонкія замѣчанія не даютъ знанія необходимости, интересныя отношенія остаются при интересности, а интересъ есть только мнѣніе разума, и готовность индивидуальности идти навстрѣчу понятію есть ребяческое дружелюбіе, хотя бы оно и желало имѣть какое-либо значеніе въ себѣ и для себя.

Ь. Наблюденіе самосознанія въ его чистотѣ и въ его отношеніи къ внѣшней дѣйствительности; логическіе и психологическіе законы.

Наблюденіе природы находитъ понятіе реализованнымъ въ неорганической природѣ, находитъ законы, моментами которыхъ являются вещи, остающіяся, вмѣстѣ съ тѣмъ, абстракціями въ своихъ отношеніяхъ; но это понятіе не есть рефлектированная въ себя простота. Жизнь органической природы, напротивъ, есть только эта рефлектированная въ себя простота; ея собственная противоположность какъ всеобщаго и единичнаго, въ сущности самой этой жизни не выступаетъ порознь. Сущность органической жизни не есть родъ, который бы дѣлился и двигался въ своей лишенной различій сферѣ и въ этомъ противоположеніи былъ бы, вмѣстѣ съ тѣмъ, неразличимымъ для себя самого. То свободное понятіе, всеобщность котораго точно такъ же абсолютно заключаетъ въ себѣ и развитую единичность, наблюденіе находитъ только въ самомъ понятіи, существующемъ какъ понятіе, т -е. въ самосознаніи.

1. (Законы мышленія). Итакъ, обращаясь къ самому себѣ и направляясь къ дѣйствительному понятію, какъ къ свободному понятію, наблюденіе прежде всего находитъ законы мышленія. Та единичность, которая есть мышленіе въ себѣ самомъ, есть абстрактное, цѣликомъ принятое обратно въ простоту, движеніе отрицанія, а его законы остаются внѣ реальности. Они не имѣютъ никакой реальности, это вообще значитъ не что иное, какъ то, что они лишены истины. Опп и должны были быть, правда, не всей, но все же формальной истиной. Однако, чисто-формальное безъ реальности есть мыслимая вещь, или пустая абстракція безъ раздвоенія въ ней, которое и могло бы быть ея содержаніемъ. Съ другой стороны, такъ какъ они суть законы чистаго мышленія, а оно есть всеобщее въ себѣ и, слѣдовательно, есть знаніе, непосредственно въ себѣ имѣющее бытіе и въ немъ всякую реальность, то эти законы суть абсолютныя понятія и являются нераздѣльно существенностями какъ формы, такъ и вещей. Такъ какъ въ себѣ движущаяся всеобщность есть раздвоенное простое понятіе, то оно, такимъ образомъ, заключаетъ въ себѣ содержаніе, при томъ такое, которое есть всякое содержаніе, но только не чувственное бытіе. Это есть содержаніе, которое не находится ни въ противорѣчіи съ формой, пи отдѣльно вообще отъ нея, а скорѣе по существу является ею самою, потому что форма есть не что иное, какъ всеобщность, дѣлящаяся на свои чистые моменты.


Тот же текст в современной орфографии

единстве с всеобщим, но её простое единство именно поэтому определяется только числом и оставляет свободным качественное явление. Тут наблюдение не может выйти из области тонких замечаний, интересных отношений, дружелюбной готовности идти навстречу понятию. Но тонкие замечания не дают знания необходимости, интересные отношения остаются при интересности, а интерес есть только мнение разума, и готовность индивидуальности идти навстречу понятию есть ребяческое дружелюбие, хотя бы оно и желало иметь какое-либо значение в себе и для себя.

Ь. Наблюдение самосознания в его чистоте и в его отношении к внешней действительности; логические и психологические законы.

Наблюдение природы находит понятие реализованным в неорганической природе, находит законы, моментами которых являются вещи, остающиеся, вместе с тем, абстракциями в своих отношениях; но это понятие не есть рефлектированная в себя простота. Жизнь органической природы, напротив, есть только эта рефлектированная в себя простота; её собственная противоположность как всеобщего и единичного, в сущности самой этой жизни не выступает порознь. Сущность органической жизни не есть род, который бы делился и двигался в своей лишенной различий сфере и в этом противоположении был бы, вместе с тем, неразличимым для себя самого. То свободное понятие, всеобщность которого точно так же абсолютно заключает в себе и развитую единичность, наблюдение находит только в самом понятии, существующем как понятие, т -е. в самосознании.

1. (Законы мышления). Итак, обращаясь к самому себе и направляясь к действительному понятию, как к свободному понятию, наблюдение прежде всего находит законы мышления. Та единичность, которая есть мышление в себе самом, есть абстрактное, целиком принятое обратно в простоту, движение отрицания, а его законы остаются вне реальности. Они не имеют никакой реальности, это вообще значит не что иное, как то, что они лишены истины. Опп и должны были быть, правда, не всей, но всё же формальной истиной. Однако, чисто-формальное без реальности есть мыслимая вещь, или пустая абстракция без раздвоения в ней, которое и могло бы быть её содержанием. С другой стороны, так как они суть законы чистого мышления, а оно есть всеобщее в себе и, следовательно, есть знание, непосредственно в себе имеющее бытие и в нём всякую реальность, то эти законы суть абсолютные понятия и являются нераздельно существенностями как формы, так и вещей. Так как в себе движущаяся всеобщность есть раздвоенное простое понятие, то оно, таким образом, заключает в себе содержание, при том такое, которое есть всякое содержание, но только не чувственное бытие. Это есть содержание, которое не находится ни в противоречии с формой, пи отдельно вообще от неё, а скорее по существу является ею самою, потому что форма есть не что иное, как всеобщность, делящаяся на свои чистые моменты.