Страница:Гегель Г.В.Ф. - Феноменология духа - 1913.djvu/223

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
186
Феноменологія духа.

дѣла даннаго индивида, т.-е. его цѣли, средствъ, самаго дѣланія и дѣйствительности, суть для этого сознанія, съ одной стороны, отдѣльные моменты, которые оно можетъ покинуть и пожертвовать ради самаго дѣла. Но, съ другой стороны, само дѣло является ихъ сущностью лишь такъ, что въ каждомъ изъ этихъ различныхъ моментовъ оно находитъ себя, какъ ихъ абстрактное всеобщее, и можетъ быть ихъ предикатомъ. Само оно не есть еще субъектъ, а таковымъ являются вышеописанные моменты, такъ какъ они вообще отходятъ въ сторону единичности; само же дѣло есть пока лишь просто всеобщее. Оно есть родъ, находящій себя во всѣхъ этихъ моментахъ, какъ своихъ видахъ, и столь же свободный отъ нихъ.

3. [Взаимный обманъ и духовная субстанція]. Сознаніе, которое, частью, пришло къ этому идеализму, выражающему самоё дѣло, частью же, въ дѣлѣ, какъ этой формальной всеобщности, находитъ истину, мы назовемъ честнымъ. Оно заботится всегда лишь о самомъ дѣлѣ, и потому, вращаясь въ его различныхъ моментахъ или видахъ и не достигая его въ одномъ изъ этихъ моментовъ или въ одномъ значеніи, въ силу этого именно овладѣваетъ имъ въ другомъ, такимъ путемъ оно пріобрѣтаетъ всегда на дѣлѣ то удовлетвореніе, которое должно быть присуще этому сознанію согласно его понятію. Пусть складываются обстоятельства, какъ угодно, оно достигло и осуществило само дѣло, такъ какъ послѣднее, въ качествѣ указаннаго всеобщаго рода вышеописанныхъ моментовъ, есть предикатъ всѣхъ.

Если такое сознаніе и не претворитъ цѣли въ дѣйствительность, то все же оно ея хотѣло, т.-е. оно постулируетъ цѣль, какъ цѣль, превращаетъ чистое дѣланіе, которое ничего не дѣлаетъ, въ само дѣло. Поэтому ему остается заявленіе и утѣшеніе, что все же нѣчто всегда создавалось и дѣлалось. Подъ самимъ всеобщимъ стоитъ отрицательное или исчезаніе, а потому и то обстоятельство, что произведеніе уничтожается, есть его дѣланіе. Возбудивъ къ уничтоженію другихъ, оно въ исчезаніи своей дѣйствительности находитъ даже удовлетвореніе. Такъ сорванцы, получая пощечину, наслаждаются въ ней сами собой, какъ ея причиной. Если же истинное сознаніе даже не пыталось осуществить самого дѣлай не сдѣлало ничего, то, значитъ, оно и не хотѣло. Само дѣло есть для него вѣдь именно единство его рѣшенія и реальности; оно утверждаетъ тожество дѣйствительности и своего хотѣнія. Еслибы, наконецъ, для него возникло что-либо интересное безъ его содѣйствія, то и эта дѣйствительноетьесть для него само дѣло, заключающееся въ томъ интересѣ, который оно въ ней находитъ, хотя бы она была создана и не имъ. Пусть это будетъ счастье, выпавшее ему лично на долю; оно сочтетъ его своимъ пріобрѣтеніемъ и заслугой. Пусть это міровое событіе, его "ближе не касающееся; все же оно точно также дѣлаетъ его своимъ, и свой бездѣятельный интересъ признаетъ за партію, съ которой оно согласно или не согласно, за которую оно боролось или же съ которой согласовалось.

Ясно, что честность этого сознанія такъ же, какъ и удовлетвореніе, переживаемое имъ вездѣ, обусловливается въ дѣйствительности тѣмъ, что оно не объединяетъ тѣхъ своихъ мыслей, которыя имѣетъ о самбмъ дѣлѣ. Само дѣло есть для него въ равной мѣрѣ его дѣло п вмѣстѣ вовсе не произведеніе; иначе, это ееть чистое дѣланіе и пустая цѣль, или также


Тот же текст в современной орфографии

дела данного индивида, т. е. его цели, средств, самого делания и действительности, суть для этого сознания, с одной стороны, отдельные моменты, которые оно может покинуть и пожертвовать ради самого дела. Но, с другой стороны, само дело является их сущностью лишь так, что в каждом из этих различных моментов оно находит себя, как их абстрактное всеобщее, и может быть их предикатом. Само оно не есть еще субъект, а таковым являются вышеописанные моменты, так как они вообще отходят в сторону единичности; само же дело есть пока лишь просто всеобщее. Оно есть род, находящий себя во всех этих моментах, как своих видах, и столь же свободный от них.

3. [Взаимный обман и духовная субстанция]. Сознание, которое, частью, пришло к этому идеализму, выражающему самоё дело, частью же, в деле, как этой формальной всеобщности, находит истину, мы назовем честным. Оно заботится всегда лишь о самом деле, и потому, вращаясь в его различных моментах или видах и не достигая его в одном из этих моментов или в одном значении, в силу этого именно овладевает им в другом, таким путем оно приобретает всегда на деле то удовлетворение, которое должно быть присуще этому сознанию согласно его понятию. Пусть складываются обстоятельства, как угодно, оно достигло и осуществило само дело, так как последнее, в качестве указанного всеобщего рода вышеописанных моментов, есть предикат всех.

Если такое сознание и не претворит цели в действительность, то всё же оно её хотело, т. е. оно постулирует цель, как цель, превращает чистое делание, которое ничего не делает, в само дело. Поэтому ему остается заявление и утешение, что всё же нечто всегда создавалось и делалось. Под самим всеобщим стоит отрицательное или исчезание, а потому и то обстоятельство, что произведение уничтожается, есть его делание. Возбудив к уничтожению других, оно в исчезании своей действительности находит даже удовлетворение. Так сорванцы, получая пощечину, наслаждаются в ней сами собой, как её причиной. Если же истинное сознание даже не пыталось осуществить самого делай не сделало ничего, то, значит, оно и не хотело. Само дело есть для него ведь именно единство его решения и реальности; оно утверждает тожество действительности и своего хотения. Если бы, наконец, для него возникло что-либо интересное без его содействия, то и эта действительноетьесть для него само дело, заключающееся в том интересе, который оно в ней находит, хотя бы она была создана и не им. Пусть это будет счастье, выпавшее ему лично на долю; оно сочтет его своим приобретением и заслугой. Пусть это мировое событие, его "ближе не касающееся; всё же оно точно также делает его своим, и свой бездеятельный интерес признает за партию, с которой оно согласно или не согласно, за которую оно боролось или же с которой согласовалось.

Ясно, что честность этого сознания так же, как и удовлетворение, переживаемое им везде, обусловливается в действительности тем, что оно не объединяет тех своих мыслей, которые имеет о самбм деле. Само дело есть для него в равной мере его дело п вместе вовсе не произведение; иначе, это ееть чистое делание и пустая цель, или также