Страница:Гегель Г.В.Ф. - Феноменология духа - 1913.djvu/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
XXXV

не могъ не остановиться на этихъ историческихъ направленіяхъ, такъ какъ развитіе индивидуальнаго духа идетъ параллельно раскрытію всемірнаго духа въ исторіи; неудивительно поэтому, что при разсматриваніи различныхъ ступеней перваго невольно напрашиваются историческія параллели. И читая мастерскія и мѣткія характеристики Гегеля такихъ направленій, какъ стоицизма, скептицизма, несчастнаго сознанія, царства нравственности, моральности, просвѣщенія, невольно схватываешь ихъ въ живомъ единомъ образѣ: каждому изъ нихъ отводится надлежащее мѣсто, выясняется его необходимость и границы. Поэтому нельзя не согласиться со словами Лассона, сказанными имъ въ его вступительной статьѣ, предпосланной послѣднему изданію "Феноменологіи духа" Гегеля: "во всякомъ случаѣ мы не можемъ не превозносить его за то, что онъ съ божественной силой пролилъ свѣтъ на внутренній духъ явленій".

Такъ какъ діалектическій процессъ въ "Феноменологіи духа" раскрывается въ конкретныхъ образахъ, то изложеніе этой книги носитъ въ высшей степени образный характеръ и такимъ путемъ удачно побѣждаетъ отвлеченныя трудности. Мысль Гегеля долго зрѣла; въ "Феноменологіи" она вііервые нашла себѣ свободный путь для проявленія, поэтому здѣсь она развивается особенно стремительно, невольно вовлекая въ свой процессъ и читателя; съ другой стороны, въ этой первой большой работѣ Гегеля всесторонне раскрылся ходъ его философскаго развитія, развернулись тѣ силы, которыя опредѣлили его духовный обликъ, и предначертана въ зачаткѣ вся его система.

Е. Аменицкая.


Тот же текст в современной орфографии

не мог не остановиться на этих исторических направлениях, так как развитие индивидуального духа идет параллельно раскрытию всемирного духа в истории; неудивительно поэтому, что при рассматривании различных ступеней первого невольно напрашиваются исторические параллели. И читая мастерские и меткие характеристики Гегеля таких направлений, как стоицизма, скептицизма, несчастного сознания, царства нравственности, моральности, просвещения, невольно схватываешь их в живом едином образе: каждому из них отводится надлежащее место, выясняется его необходимость и границы. Поэтому нельзя не согласиться со словами Лассона, сказанными им в его вступительной статье, предпосланной последнему изданию "Феноменологии духа" Гегеля: "во всяком случае мы не можем не превозносить его за то, что он с божественной силой пролил свет на внутренний дух явлений".

Так как диалектический процесс в "Феноменологии духа" раскрывается в конкретных образах, то изложение этой книги носит в высшей степени образный характер и таким путем удачно побеждает отвлеченные трудности. Мысль Гегеля долго зрела; в "Феноменологии" она вииервые нашла себе свободный путь для проявления, поэтому здесь она развивается особенно стремительно, невольно вовлекая в свой процесс и читателя; с другой стороны, в этой первой большой работе Гегеля всесторонне раскрылся ход его философского развития, развернулись те силы, которые определили его духовный облик, и предначертана в зачатке вся его система.

Е. Аменицкая.