Страница:География Страбона в семнадцати книгах (пер. Мищенко, 1879).pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


  
53


и въ безвѣтріе, и даже при вѣтрахъ дующихъ съ суши; волна несется на берегъ и противъ вѣтра, какъ будто бы вмѣстѣ съ нею происходить какое-то движеніе, морю свойственное. Сюда относится слѣдующее мѣсто:

«Изгибаясь около береговъ, волна поднимается и выбрасываетъ морскую пѣну»[1].

Или:

«Когда море изрыгаетъ пѣну, берега издаютъ звуки».

9) И такъ, движеніе волны обладаетъ нѣкоторою силою, такъ что предметы посторонніе выбрасываются изъ моря. Это явленіе называютъ еще нѣкоторымъ очищеніемъ моря, благодаря которому выбрасываются волнами на сушу мертвыя тѣла и обломки кораблей. Обратное движеніе не имѣетъ на столько силы, чтобы трупъ, бревно или даже самый легкій кусокъ коры, выброшенный волною на берегъ, даже изъ ближайшихъ къ морю пунктовъ возвращался обратно въ море. Такимъ образомъ наносъ рѣки и вмѣстѣ съ нимъ вода, сдѣлавшаяся мутною, отбрасывается, чему помогаетъ еще собственная тяжесть воды, такъ что прежде, чѣмъ уйти далеко въ море, рѣчная вода останавливается у береговъ, потому что сила теченія рѣки прекращается, лишь только вода выступаетъ далѣе рѣчнаго устья. И такъ, все море при этомъ условіи можетъ быть нѣкогда занесено грязью, начиная отъ береговъ, если только оно будетъ имѣть непрерывные притоки изъ рѣкъ; и это можетъ случиться, хотя мы допустимъ, что Понтъ глубже Сардинскаго моря, которое, говорятъ; глубже всѣхъ до сихъ поръ измѣренныхъ морей на 1000 оргій, какъ утверждаетъ Посейдоній.

10) Быть можетъ, подобное объясненіе явленія будетъ принято менѣе довѣрчиво, чѣмъ Эратосѳеново; поэтому лучше доказать свое положеніе тѣмъ, что болѣе очевидно и что нѣкоторымъ образомъ мы наблюдаемъ каждый день. Наводненія, землетрясенія, изверженія, поднятія морскаго дна поднимаютъ также и море, а съ другой стороны опусканіе материка понижаетъ море. Огромныя массы желѣза могутъ быть подняты изъ моря, точно также малые острова и большіе; даже не только острова могутъ быть подняты, но и материки. Равнымъ образомъ области пониженія могутъ быть обширны и незначительны: иногда пропасти, поглощаютъ цѣлыя мѣстности и жилища, какъ Бура, Бизона и многіе другіе были, по преданію, поглощены вслѣдствіе землетрясенія; съ одинаковою вѣроятностію можно предположить, что Сицилія оторвана отъ Италіи, какъ и то, что она выброшена огнемъ изъ глубины Этны; точно также какъ острова Липарскіе и Пиѳекузскіе.

11) Забавно видѣть, какъ Эратосѳенъ, самъ будучи математикомъ, отвергаетъ мнѣніе Архимеда, находящееся въ трактатѣ «о носящихся тѣлахъ» (περὶ τῶν ὀχουμένων), что «поверхность всякой жидкости

  1. Иліад. IV, 425.
Тот же текст в современной орфографии

и в безветрие, и даже при ветрах дующих с суши; волна несется на берег и против ветра, как будто бы вместе с нею происходить какое-то движение, морю свойственное. Сюда относится следующее место:

«Изгибаясь около берегов, волна поднимается и выбрасывает морскую пену»[1].

Или:

«Когда море изрыгает пену, берега издают звуки».

9) И так, движение волны обладает некоторою силою, так что предметы посторонние выбрасываются из моря. Это явление называют ещё некоторым очищением моря, благодаря которому выбрасываются волнами на сушу мертвые тела и обломки кораблей. Обратное движение не имеет на столько силы, чтобы труп, бревно или даже самый легкий кусок коры, выброшенный волною на берег, даже из ближайших к морю пунктов возвращался обратно в море. Таким образом нанос реки и вместе с ним вода, сделавшаяся мутною, отбрасывается, чему помогает ещё собственная тяжесть воды, так что прежде, чем уйти далеко в море, речная вода останавливается у берегов, потому что сила течения реки прекращается, лишь только вода выступает далее речного устья. И так, всё море при этом условии может быть некогда занесено грязью, начиная от берегов, если только оно будет иметь непрерывные притоки из рек; и это может случиться, хотя мы допустим, что Понт глубже Сардинского моря, которое, говорят; глубже всех до сих пор измеренных морей на 1000 оргий, как утверждает Посейдоний.

10) Быть может, подобное объяснение явления будет принято менее доверчиво, чем Эратосфеново; поэтому лучше доказать свое положение тем, что более очевидно и что некоторым образом мы наблюдаем каждый день. Наводнения, землетрясения, извержения, поднятия морского дна поднимают также и море, а с другой стороны опускание материка понижает море. Огромные массы железа могут быть подняты из моря, точно также малые острова и большие; даже не только острова могут быть подняты, но и материки. Равным образом области понижения могут быть обширны и незначительны: иногда пропасти, поглощают целые местности и жилища, как Бура, Бизона и многие другие были, по преданию, поглощены вследствие землетрясения; с одинаковою вероятностью можно предположить, что Сицилия оторвана от Италии, как и то, что она выброшена огнем из глубины Этны; точно также как острова Липарские и Пифекузские.

11) Забавно видеть, как Эратосфен, сам будучи математиком, отвергает мнение Архимеда, находящееся в трактате «о носящихся телах» (περὶ τῶν ὀχουμένων), что «поверхность всякой жидкости

  1. Илиад. IV, 425.