Страница:Герберштейн - Записки о Московии.djvu/101

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 91 —

что онъ не заплатилъ пошлины. Купецъ, возвратившись въ Москву, пожаловался княжескимъ совѣтникамъ на причиненную ему обиду; они, выслушавъ дѣло, добровольно взялись быть посредниками и обѣщались обдѣлать дѣло, если онъ будетъ просить милости. Хитрый купецъ, зная, что для князя будетъ большой стыдъ, если такого рода товары возвратятся изъ его владѣній, какъ будто не нашлось никого, кто могъ бы купить и заплатить за такіе дорогіе товары, — не просилъ никакой милости, но требовалъ, чтобы ему оказали правосудіе. Наконецъ, когда они увидѣли изъ его упорства, что его нельзя отклонить отъ принятаго имъ намѣренія, и что онъ не хочетъ поддаться на ихъ хитрость, то купили мѣдь отъ имени князя и, заплативъ настоящую цѣну, отпустили его.

Иностранцамъ продаютъ они каждую вещь очень дорого, такъ что просятъ пять, восемь, десять, иногда двадцать червонцевъ за то, что въ другомъ случаѣ можно купить за одинъ червонецъ. Хотя за то сами они покупаютъ отъ иностранцевъ рѣдкую вещь за десять или пятнадцать флориновъ, тогда какъ она едва стоитъ одинъ или два.

Если при договорѣ скажешь что нибудь или не подумавши обѣщаешь, они хорошо помнятъ это и заставляютъ исполнить; если же сами въ свою очередь что нибудь обѣщаютъ, то вовсе не исполняютъ того. Также, какъ только они начинаютъ клясться и божиться, то знай, что тутъ скрывается хитрость, ибо они клянутся съ намѣреніемъ провести и обмануть. Я просилъ одного княжескаго совѣтника помочь мнѣ при покупкѣ нѣкоторыхъ мѣховъ, для того, чтобы меня не обманули: сколь охотно обѣщалъ онъ мнѣ свою помощь, столь же долго, на оборотъ, держалъ меня въ ожиданіи. Онъ хотѣлъ мнѣ навязать свои собственные мѣха; между тѣмъ, приходили къ нему другіе купцы, обѣщая награду, если онъ продастъ мнѣ за хорошую цѣну ихъ товары. Ибо таковъ обычай купцовъ, что въ куплѣ или продажѣ берутся быть посредниками и обнадеживаютъ своимъ усерднымъ содѣйствіемъ, получивъ отдѣльно отъ каждой стороны подарки.

Недалеко отъ кремля есть обширный и окруженный стѣнами домъ, называемый дворомъ господъ купцевъ (Curia dominorum mercatorum); въ немъ живутъ купцы и хранятъ свои товары. Тамъ перецъ, шафранъ, шелковыя матеріи и т. п. товары продаются гораздо дешевле, нежели въ Германіи. Это

Тот же текст в современной орфографии

что он не заплатил пошлины. Купец, возвратившись в Москву, пожаловался княжеским советникам на причиненную ему обиду; они, выслушав дело, добровольно взялись быть посредниками и обещались обделать дело, если он будет просить милости. Хитрый купец, зная, что для князя будет большой стыд, если такого рода товары возвратятся из его владений, как будто не нашлось никого, кто мог бы купить и заплатить за такие дорогие товары, — не просил никакой милости, но требовал, чтобы ему оказали правосудие. Наконец, когда они увидели из его упорства, что его нельзя отклонить от принятого им намерения, и что он не хочет поддаться на их хитрость, то купили медь от имени князя и, заплатив настоящую цену, отпустили его.

Иностранцам продают они каждую вещь очень дорого, так что просят пять, восемь, десять, иногда двадцать червонцев за то, что в другом случае можно купить за один червонец. Хотя за то сами они покупают от иностранцев редкую вещь за десять или пятнадцать флоринов, тогда как она едва стоит один или два.

Если при договоре скажешь что-нибудь или не подумавши обещаешь, они хорошо помнят это и заставляют исполнить; если же сами в свою очередь что-нибудь обещают, то вовсе не исполняют того. Также, как только они начинают клясться и божиться, то знай, что тут скрывается хитрость, ибо они клянутся с намерением провести и обмануть. Я просил одного княжеского советника помочь мне при покупке некоторых мехов, для того, чтобы меня не обманули: сколь охотно обещал он мне свою помощь, столь же долго, на оборот, держал меня в ожидании. Он хотел мне навязать свои собственные меха; между тем, приходили к нему другие купцы, обещая награду, если он продаст мне за хорошую цену их товары. Ибо таков обычай купцов, что в купле или продаже берутся быть посредниками и обнадеживают своим усердным содействием, получив отдельно от каждой стороны подарки.

Недалеко от кремля есть обширный и окруженный стенами дом, называемый двором господ купцев (Curia dominorum mercatorum); в нём живут купцы и хранят свои товары. Там перец, шафран, шелковые материи и т. п. товары продаются гораздо дешевле, нежели в Германии. Это