Страница:Герберштейн - Записки о Московии.djvu/20

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 8 —

дождей и наводненій, т. е. Gall и Gallim, также отъ Umber, какъ будто народы волнующіеся и бурные или народъ источниковъ. Но наконецъ, откуда бы ни получила Руссія свое имя, извѣстно только то, что всѣ ея народы, употребляющіе языкъ славянскій и слѣдующіе обрядамъ и вѣрѣ христіанской но греческому закону, по народному прозвищу руссы, по-латини рутены, размножились до того, что или вытѣснили народы, жившіе между ними, или принудили ихъ принять свой образъ жизни, такъ что теперь всѣ называются однимъ общимъ именемъ руссовъ.

Славянскій языкъ, который въ настоящее время называется не много испорченнымъ именемъ склавонскаго, распространенъ на весьма большомъ пространствѣ, такъ что его употребляютъ далматы, боснійцы, кроаты, истрійцы, даже фріоульцы на большомъ протяженіи по Адріатическому морю, карны, которыхъ венеціане называютъ харсами, также карніольцы, каринтійцы до рѣки Дравы, штирійцы ниже Греца, по Муерѣ до Дуная, далѣе, мизійцы, сербы, болгары и другіе до Константинополя; кромѣ того богемцы, лужичане, силезцы, моравы и жители береговъ Вага въ венгерскомъ королевствѣ, также поляки и русскіе, властвующіе на обширномъ пространствѣ, и пятигорскіе черкесы у Чернаго моря, наконецъ по Германіи за Эльбою на сѣверъ остатки вандаловъ, живущихъ по разнымъ мѣстамъ. Хотя всѣ они признаютъ себя славянами, однако германцы, взявъ названіе отъ однихъ вандаловъ, всѣхъ, у кого въ употребленіи славянскій языкъ, безъ разбора называютъ вендами, виндами и виндишами.

Руссія граничитъ съ сарматскими горами недалеко отъ Кракова, и прежде простиралась по теченію Тираса, который туземцы называютъ Днѣстромъ (Nistrum), до Евксинскаго Понта и до рѣки Борисѳена; но нѣсколько лѣтъ тому назадъ турки заняли городъ Альбу, который называется иначе Монкастро и который, находясь при устьяхъ Тираса, былъ подъ властью валахо-молдавовъ. Кромѣ того царь Тавриды (Таигісіа), перешедши Борисѳенъ и опустошивъ всю землю на большомъ пространствѣ, выстроилъ тамъ двѣ крѣпости: одною изъ нихъ, Очаковымъ, недалеко отъ устьевъ Борисѳена, теперь владѣютъ также турки. Нынѣ между устьями обѣихъ рѣкъ находятся пустыни. Если все подниматься по Борисѳену, го придешь къ городу Черкасамъ (Circas), лежащему на за-

Тот же текст в современной орфографии

дождей и наводнений, т. е. Gall и Gallim, также от Umber, как будто народы волнующиеся и бурные или народ источников. Но наконец, откуда бы ни получила Руссия свое имя, известно только то, что все её народы, употребляющие язык славянский и следующие обрядам и вере христианской но греческому закону, по народному прозвищу руссы, по-латини рутены, размножились до того, что или вытеснили народы, жившие между ними, или принудили их принять свой образ жизни, так что теперь все называются одним общим именем руссов.

Славянский язык, который в настоящее время называется не много испорченным именем склавонского, распространен на весьма большом пространстве, так что его употребляют далматы, боснийцы, кроаты, истрийцы, даже фриоульцы на большом протяжении по Адриатическому морю, карны, которых венециане называют харсами, также карниольцы, каринтийцы до реки Дравы, штирийцы ниже Греца, по Муере до Дуная, далее, мизийцы, сербы, болгары и другие до Константинополя; кроме того богемцы, лужичане, силезцы, моравы и жители берегов Вага в венгерском королевстве, также поляки и русские, властвующие на обширном пространстве, и пятигорские черкесы у Черного моря, наконец по Германии за Эльбою на север остатки вандалов, живущих по разным местам. Хотя все они признают себя славянами, однако германцы, взяв название от одних вандалов, всех, у кого в употреблении славянский язык, без разбора называют вендами, виндами и виндишами.

Руссия граничит с сарматскими горами недалеко от Кракова, и прежде простиралась по течению Тираса, который туземцы называют Днестром (Nistrum), до Евксинского Понта и до реки Борисфена; но несколько лет тому назад турки заняли город Альбу, который называется иначе Монкастро и который, находясь при устьях Тираса, был под властью валахо-молдавов. Кроме того царь Тавриды (Таигисиа), перешедши Борисфен и опустошив всю землю на большом пространстве, выстроил там две крепости: одною из них, Очаковым, недалеко от устьев Борисфена, теперь владеют также турки. Ныне между устьями обеих рек находятся пустыни. Если всё подниматься по Борисфену, го придешь к городу Черкасам (Circas), лежащему на за-