Страница:Дарвин - О происхождении видов, 1864.djvu/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


136Гл. V.
ЗАКОНЫ ИЗМѢНЧИВОСТИ.

личныхъ породъ голубей. Всѣ онѣ происходятъ отъ одного голубя (со включеніемъ двухъ или трехъ подвидовъ или мѣстныхъ разновидностей) голубоватаго цвѣта, съ извѣстными полосами и другими отмѣтками; и когда какая-либо порода, черезъ простое уклоненіе, принимаетъ этотъ голубоватый оттѣнокъ, постоянно появляются и полоски и прочія отмѣтки; впрочемъ, нѣтъ никакого измѣненія въ формѣ и признакахъ. Когда мы смѣшиваемъ самыя старинныя и чистыя породы, мы замѣчаемъ въ помѣсяхъ сильную склонность къ воспроизведенію голубоватаго цвѣта, полосокъ и отмѣтокъ. Я сказалъ, что самая вѣроятная гипотеза для объясненія такого возвращенія къ весьма древнимъ признакамъ состоитъ въ томъ, что въ дѣтенышахъ каждаго послѣдовательнаго поколѣнія есть склонность къ воспроизведенію давно-утраченныхъ признаковъ, и что эта склонность, по неизвѣстнымъ намъ причинамъ, иногда одерживаетъ верхъ. А мы тотчасъ видѣли, что во всѣхъ видахъ рода equus полосы либо явственнѣе, либо встрѣчаются чаще у молодыхъ животныхъ, чѣмъ у взрослыхъ. Назовите видами породы голубей, изъ которыхъ нѣкоторыя сохраняли свой характеръ впродолженіе столѣтій, и какъ близко этотъ случай совпадетъ съ случаемъ разныхъ видовъ рода equus! Что до меня, то я смѣло заглядываю въ прошлое, за тысячи и милліоны поколѣній, и вижу животное, полосатое, какъ зебра, но впрочемъ, быть можетъ, и разнящееся отъ него, — общаго родича нашей домашней лошади (произошла ли она или нѣтъ отъ нѣсколькихъ дикихъ племенъ), осла, джигетая, квагги и зебры.

Тотъ, кто считаетъ каждый изъ этихъ видовъ созданнымъ отдѣльно, станетъ, вѣроятно, утверждать, что каждый изъ этихъ видовъ былъ созданъ расположеннымъ уклоняться, какъ въ дикомъ, такъ и въ прирученномъ состояніи, именно этимъ опредѣленнымъ способомъ и дѣлаться полосатымъ подобно другимъ видамъ того-же рода, и что каждый изъ нихъ былъ созданъ съ сильною склонностью при скрещеніи съ другими видами, живущими въ самыхъ отдаленныхъ странахъ, производить ублюдки, схожіе по своимъ полосамъ, не съ собственными родителями, но съ другими видами того-же рода. Но допустить такое воззрѣніе значитъ, по моему мнѣнію, замѣнять причину дѣйствительную мнимою, или, по крайней мѣрѣ, неизвѣстною причиною. Такое воззрѣніе низводитъ Божьи творенія на степень поддѣлокъ и обмановъ; оно стоитъ на одномъ ряду съ воззрѣніемъ старинныхъ, невѣжественныхъ космогоній, по которымъ ископаемыя раковины никогда не были живыми, но созданы изъ камня, наподобіе тѣхъ, которыя нынѣ живутъ въ моряхъ.

Тот же текст в современной орфографии

личных пород голубей. Все они происходят от одного голубя (со включением двух или трех подвидов или местных разновидностей) голубоватого цвета, с известными полосами и другими отметками; и когда какая-либо порода через простое уклонение принимает этот голубоватый оттенок, постоянно появляются и полоски и прочие отметки; впрочем, нет никакого изменения в форме и признаках. Когда мы смешиваем самые старинные и чистые породы, мы замечаем в помесях сильную склонность к воспроизведению голубоватого цвета, полосок и отметок. Я сказал, что самая вероятная гипотеза для объяснения такого возвращения к весьма древним признакам состоит в том, что в детенышах каждого последовательного поколения есть склонность к воспроизведению давно утраченных признаков, и что эта склонность, по неизвестным нам причинам, иногда одерживает верх. А мы тотчас видели, что во всех видах рода equus полосы либо явственнее, либо встречаются чаще у молодых животных, чем у взрослых. Назовите видами породы голубей, из которых некоторые сохраняли свой характер в продолжение столетий, и как близко этот случай совпадет с случаем разных видов рода equus! Что до меня, то я смело заглядываю в прошлое, за тысячи и миллионы поколений и вижу животное, полосатое, как зебра, но впрочем, быть может, и разнящееся от него, — общего родича нашей домашней лошади (произошла ли она или нет от нескольких диких племен), осла, джигетая, квагги и зебры.

Тот, кто считает каждый из этих видов созданным отдельно, станет, вероятно, утверждать, что каждый из этих видов был создан расположенным уклоняться как в диком, так и в прирученном состоянии, именно этим определенным способом и делаться полосатым подобно другим видам того же рода, и что каждый из них был создан с сильною склонностью при скрещении с другими видами, живущими в самых отдаленных странах, производить ублюдки, схожие по своим полосам не с собственными родителями, но с другими видами того же рода. Но допустить такое воззрение значит, по моему мнению, заменять причину действительную мнимою или по крайней мере неизвестною причиною. Такое воззрение низводит божьи творения на степень подделок и обманов; оно стоит на одном ряду с воззрением старинных, невежественных космогоний, по которым ископаемые раковины никогда не были живыми, но созданы из камня, наподобие тех, которые ныне живут в морях.