Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/176

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 161 —

ями. Только таким путем и эти последние получают возможность служить на пользу общества.

Юридические лица, конечно, не являются чем-то телесным, но из этого не следует, чтобы они не существовали. Правильнее признать их представлением, но вовсе не фикцией, что̀ далеко не одно и то же; ибо фикция присоединяет что-нибудь к данному фактическому составу, чего нет на самом деле, представление же об юридическом лице подводит нечто действительно существующее под соответствующее этому понятие. Понятие общины, напр., обнимает собой людей и территорию, поставленных в определенную взаимную связь. Такое представление соответствует действительному положению вещей; оно является не плодом фантазии, как прежде думали, а результатом рассудка, пользующимся общим признанием[1].

Таким образом юридическое лицо не есть фикция, этим само собою падает основание возражения Бринца, и вопрос о нем исчерпывается[2].

§ 60. Корпорации.

1. Прототипом всякой корпорации в Риме была народная община. С незапамятных времен она считалась субъектом имущественных прав и в качестве такового вступала в договоры


  1. Мнение, что римляне в юридическом лице усматривали фикцию, ни на чем не основано; см. Pernice: Labeo, т. 1, стр. 281. Gierke: Genossenschaftsrecht, т. 3, стр. 104 не опровергнул Перниса. Неправильно ссылаются на l. 22. D. de fidejussoribus. 46. 1. Florentinus libro 8 institutionum: Mortuo reo promittendi et ante aditam hereditatem fidejussor accipi potest, quia hereditas personae vice fungitur sicuti municipium et decuria et societas. Флорентин объясняет здесь правоспособность hereditas jacens тем, что она занимает место правоспособного человека, как это бывает и с юридическими лицами. Он здесь напоминает лишь о том, что кроме физических лиц бывают еще лица, существующие в одном только представлении. Трудно понять, как можно вывести столь широкие заключения из простого сравнения двух понятий, сделанного юридическим писателем.
  2. То, что̀ Бринц называет предназначенным для известной цели имуществом, противоречит действительному положению права. Существуют юридические лица, вовсе не имеющие имущества. Напр., университет, содержимый на средства государства, может иметь права корпорации и не обладая никаким имуществом; тем не менее он способен иметь имущественные права и может приобретать имущество на основании отказов и пожертвований. Против этого возражает Demelius в Jherings Jahrb., т. 4, стр. 121: „все, что̀ существует до возникновения имущества, находится вне области частного права“, подобные организации „являются юридическими лицами лишь с того момента и лишь постольку, поскольку вступают в имущественные отношения“. Ср. Brinz, изд. 2, т. 3, стр. 459.
11