Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/223

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 208 —


Физическая связь служащей вещи с главной не является существенной для понятия принадлежности. Но также неправильно весьма распространенное мнение, будто вещь, физически связанная с другою и, таким образом, как бы включенная в нее, не может быть принадлежностью, так как до она в силу этой физической связи стала составною частью этой вещи[1].

Иначе нужно рассматривать вещи, включенные одна в другую — инкорпорированные. Пока эта связь существует, подобные вещи рассматриваются как составные части главной вещи, а потому и разделяют ее судьбу независимо от тех целей, служить которым они сами по себе предназначены. Здесь возникает вопрос, имеет ли приобретатель главной вещи право на основании купли, завещания или залога заявить притязание на такие инкорпорированные вещи, или же продавец, наследник, владелец имеют право выделить такую вещь и удержать ее у себя? Для решения этого вопроса следует исходить из назначения вещи. Если владелец инкорпорировал ее для временных или чисто личных целей, то он имеет право выделить и удержать ее у себя, так как в таком случае она не будет принадлежностью[2]. Напротив, все, включенное в главную вещь для постоянного служения ей, считается принадлежностью; подобная вещь не может быть выделена из главного объекта, она должна быть предоставлена покупателю последнего или лицу, получившему его в виде легата[3].

Вещь, бывшая раньше вспомогательной, теряет свойство принадлежности в том случае, если она назначается владельцем ее для новых экономических целей, равно как и в том слу-


  1. Windscheid, т. 3, § 143, прим. 7; Dernburg: Pfandrecht, т. 1, § 56. Что считается составною частью — вопрос физический, что принадлежностью — экономический. По поводу отношений между составною частью и принадлежностью ср. Sokolowski, привед. сочин., стр. 331.
  2. См. напечатанную выше в прим. 3-м l. 17, pr. D. de а. е. v. 19. 1; l. 242, § 1. D. de V. S. 50. 16, l. 245 eod.
  3. В сомнительных случаях следует решать в смысле признания вещи принадлежностью, так как физическая связь как бы указывает на намерение субъекта предназначить побочную вещь на постоянное служение главной, l. 38, § 2. D. de а. е. v. 19. 1; l. 21. D. de instructo. 33. 7. См. Sokolowski, привед. сочин., стр. 364 след.; Seuffert: Archiv, т, 7, казус 286. Это подтверждается старой поговоркой, что принадлежностью считается все, что замуровано, связано, вбито или пришито (Pertinenz ist, was wand-, band-, niet-, oder nagelfest ist.).