Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/269

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 254 —


2. Юридические сделки называются односторонними, когда состоят в волеизъявлении одного лица, двусторонними, когда они требуют согласной воли двух или нескольких лиц.

Главнейшие сделки на случай смерти, завещание и кодицилл, являются односторонними, так как возникают вследствие одностороннего распоряжения наследодателя помимо согласия того лица, в пользу которого они составляются. Правда, после смерти завещателя от указанных им в завещании лиц зависит согласиться принять предоставленные им права; но сделанное ими по этому поводу заявление считается точно также самостоятельной односторонней юридической сделкой, а вовсе не частью завещательного акта.

Двусторонними negotia mortis causa являются дарения на случай смерти и договоры о наследстве.

Сделки между живыми бывают по преимуществу двусторонними, т. е. договорами.

Односторонними сделками между живыми называются прежде всего такие изъявления воли, которые делаются одним контрагентом с целью уведомить о чем-либо другого контрагента. Из этих изъявлений некоторые предназначаются для подготовления сделок, как, напр., выдача доверенности или оферта, другие же служат к продолжению и завершению сделки, уже начатой, как, напр., уведомление о прекращении обязательственных отношений, напоминание об их исполнении и т. п.

Для двусторонних сделок или договоров требуется изъявление взаимного согласия двух сторон установить, изменить, укрепить или прекратить юридическое отношение[1][2]. Здесь необхо-


    на случай смерти шире понятия так наз. распоряжений последней воли; договор о наследстве, напр., есть сделка на случай смерти, но не распоряжение последней воли, так как решающее значение здесь имеет та воля, которую лицо имело в момента заключения сделки, а не его позднейшая последняя воля.

  1. l. 1, § 1. D. de pactis. 2. 14. Ulpianus libro 4 ad edictum: Pactum a pactione dicitur (inde etiam pacis nomen appellatum est) et est pactio duorum pluriumve in idem placitum et consensus; см. l. 3, pr. D. de pollicitationibus. 50. 12. О consensus см. Leonhard: Irrthum, стр. 11 след.; далее Bekker, т. 2, стр. 85. Само собой разумеется, что в „consensus“ с каждой стороны может участвовать и несколько лиц; см. об этом Kuntze: Der Gesamtakt, ein neuer Rechtsbegriff, в Festgaben für Müller, 1892.
  2. Schlossmann: Vertrag считает понятие договора совершенно пустым и не имеющим никакого значения для правоведения. Тем не менее он согласен, что нарушение обещания, данного одной стороной, на исполнение которого